Выставка «Встреча» (12+) двух художников с мировым именем – Степана Эрьзи (Нефёдова) и Николая Фешина – впервые открылась в Казани.
Картина на миллион. Загадки самого «дорогого» художника русского модерна
Степана Эрьзю называют русским Роденом, Фешина – богом живописи. По словам экспертов, художник обладал уникальной техникой рисунка и живописи, в которой парадоксально сочетались точность построений с эмоциональной спонтанностью живописного письма.Оба мастера принадлежат к одной эпохе – жили и творили в конце XIX – начале XX века. Их судьбы тесно связаны с Казанью. Фешин родился и вырос в Казани. Эрьзя (псевдонимом Степана Нефёдова стало название одной из групп мордовского народа – эрзи) приехал в Казань в 1892 году и работал до 1898 года. За это время расписал 18 храмов, в том числе соборы в Арске, Лаишеве.
При жизни художники знакомы не были. На выставке диалог двух авторов выстроен на основе работ и документов из собраний Музея изобразительных искусств РТ и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.
На выставке в галерее Хазинэ представлены 15 работ Фешина и 15 работ Эрьзи. Причём произведения Эрьзи в Казани демонстрируются впервые. Это скульптуры, выполненные из дерева кебрачо и других пород тропических деревьев – очень твёрдых, как бетон. В Аргентине, где жил Эрьзя, их использовали для выпиливания шпал. Эрьзя доказал, что это скульптурный материал.
По следам Эрьзи. Москвичей ждёт новая экскурсия о легендарном скульпторе
«Фешин и Эрьзя – разные личности, разные характеры, они родились, учились, стали художниками в России, но волею судеб оказались далеко от родины, – отмечает заведующий научно-исследовательским отделом Мордовского музея изобразительных искусств им. Степана Эрьзи, кандидат искусствоведения Виктор Махаев. – Эрьзя 24 года прожил в Аргентине – с 1926-го по 1950-й год, мечтал вернуться на родину, причём не с пустыми руками – привёз в Россию 250 своих произведений и подарил людям».