Прощай, Горбатый?.. Знаменитый мост в Кировском районе Казани ждет приговора

То ли отремонтировать, то ли демонтировать аварийный Горбатый мост в Кировском районе, решают казанские власти. Конструкция 1929 года пришла практически в полную негодность – ездить по мосту перестали еще в 1960-е, а с 2009-го по нему запретили даже ходить. Объект, построенный на заре советской власти, явно не вписывается в концепцию «светлого будущего» Адмиралтейской слободы. «Вечерняя Казань» поинтересовалась в исполкоме: что будет с мостом?

Напомним, построенный в конце 1920-х Горбатый мост получил свое название из-за характерной арочной конструкции. Его длина составляет 65 м, ширина – 11,5 м. Это первый мост в Казани, построенный из железобетона. Он соединял Ягодную и Адмиралтейскую слободы в районе современных улиц Иовлева и Табейкина, проходя над старым руслом Казанки. В свое время по мосту ходила конка, затем трамвай (до 1937 года), ездили машины, а во время войны – даже танки. Более полувека назад мост признали аварийным и прекратили по нему движение транспорта. В наше время его закрыли и для пешеходов.

– Судьба этого моста изначально несчастливая, он стал опасным едва ли не сразу, – рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» архитектор, исследователь истории градостроительства Сергей Саначин. – Еще при строительстве обвалилось основание моста, не успели все исправить, как случилась вторая авария – на левобережной эстакаде появилась сквозная трещина, лопнули четыре железобетонные стойки. Устранив и эти недостатки, мост ввели в эксплуатацию в январе 1930 года. Казанский «Горбатый мост» вошел в учебники как пример неправильного мостостроения. Если его решат снести, то страдать из-за утраты пришедшей в упадок конструкции мне кажется странным. Горожане мостом не пользуются, в основном ходят туда, чтобы сфотографироваться на фоне «уходящей натуры». Мост изначально узкий, и если в этом районе, где планируется построить гигантский жилой массив, введут четырехполосное движение, то восстанавливать его в прежнем виде нет резона. Наверное, имеет смысл строить более широкий мост, сохранив прежний изогнутый вид.

С этой точкой зрения солидарен ведущий телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев:

– Называть снос аварийного моста потерей для города я бы не стал. Мост в очень плохом состоянии и, если его не снесут, он сам рухнет, не дай бог кто-нибудь еще и пострадает при этом. Я разговаривал с правнуком инженера Дмитрия Владимировича Кованько, строившего этот мост, и он рассказал, что только во время строительства выяснилось, что под одной из опор оказался плывун – перенасыщенный водой грунт. Целостность конструкции бетонной арки из-за этого была нарушена, и мост треснул прямо посередине. Тем не менее ему хватило запаса прочности на несколько десятилетий. Я часто вожу экскурсии в Адмиралтейскую слободу, мы ходим мимо этого моста, и я наблюдаю, как он стремительно разрушается. Считаю, восстановить его невозможно. Главное, чтобы в память о Горбатом построили точно такой же. Но кроме этого там надо всю округу оживить, для чего требуются очень большие вложения: эта часть города пребывает в депрессивном состоянии, заводы закрылись, та часть реки Казанки, вокруг которой раньше фактически вся жизнь вертелась, обмелела…

– Если реставрация невозможна, то строительство копии видится справедливым решением – новый мост станет символом и напоминанием об ушедшей эпохе, – считает и.о. председателя ТРО ВООПИиК Наталья Топал. – Но, конечно, создаваемые из современных материалов копии утраченных исторических объектов не являются их полноценной заменой. Например, даже в состоянии развалин гостиница «Булгар», в 40-м номере которой проживал поэт Габдулла Тукай, привлекала тысячи людей. После того как здание XIX века снесли и отстроили здесь апартаменты, сохранив архитектурную стилистику, прежней ауры, манкости у этого места уже нет и быть не может.

«Вечерняя Казань» адресовала главному архитектору города Ильсияр Тухватуллиной вопросы: какая судьба уготована Горбатому мосту – попытаются ли его реконструировать или все-таки снесут? Когда в таком случае начнется строительство копии и какие средства понадобятся для осуществления данного проекта? Как новый Горбатый мост впишется в транспортную схему Адмиралтейской слободы, которую ожидают кардинальные преобразования?

Однако оказалось, что «дело Горбатого» курирует вовсе не управление архитектуры и градостроительства, а комитет внешнего благоустройства. Оттуда мы получили следующий ответ:

«В настоящее время Горбатый мост нуждается в реконструкции. После обследования и составления обмерных чертежей будет установлено, нуждается ли мост в полном демонтаже или есть возможность его отремонтировать. Если будет установлена необходимость полного демонтажа, мост подлежит дальнейшему воссозданию в соответствии с параметрами оригинала. Стоимость строительных работ определится по итогам обследования и проектирования. Ведется изыскание средств на обследование моста».

Короче говоря, пока судьба моста уперлась в деньги. Но, как выяснила «ВК», каким бы ни был «приговор» Горбатому, в будущем передвигаться по мосту смогут только пешеходы и велосипедисты, о движении здесь транспорта речи не идет.

Фото Павла ПЛАТОВА

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment