Праздником со слезами на глазах стал нынешний Международный женский день для многих казанских модниц, которые оплакивают закрытые магазины H&M и Mango, печалятся, что не смогут обставить дом мебелью из IKEA, надушиться Dior и Chanel, а красить волосы и ногти им придется по космическим ценам. «Вечерняя Казань» спросила у экспертов, что творится сейчас на «рынке женской красоты».
– Если Запад для нас закроется окончательно, это будет катастрофа. Ведь у нас вообще ничего своего нет! – сокрушается казанский стилист и имиджмейкер Надежда Аюпова. – История моды такова, что Запад в авангарде, и мы пытаемся за ними плестись как можем. Та одежда, которую шьют в России, копируется с Запада. Сегодня ушли с рынка такие массовые бренды, как H&M, Mango, вы уже не можете заказать эти вещи онлайн. Скоро и Zara не будет. Ушла IKEA… Это же был луч света в темном царстве, который прививал нам хороший вкус, хороший тон, учил, как в маленькой хрущевке жить красиво и комфортно.
По мнению Аюповой, нынешняя экстремальная ситуация, безусловно, даст толчок для развития легкой промышленности России, но для того, чтобы российские производители вышли на достойный уровень, потребуются десятилетия.
– После того как мы попробовали итальянские ткани, узнали, что такое кашемир, шелк, я не знаю, что мы сможем предложить взамен. Нужно будет очень сильно вкладываться в развитие отрасли. Понятно, что будем носить китайскую одежду, но китайцы – они же не дизайнеры, не авангардисты, они только штампуют по готовым образцам миллионы копий. Это глубоко отсталая страна в плане моды, у них нет знаменитых дизайнеров, лабораторий моды, как нет их и в Турции. Где будут учиться наши будущие дизайнеры? – переживает стилист. – Я все же верю, что все эти санкции ненадолго. Поэтому не стала дергаться и скупать одежду любимых брендов. Через полгода эти магазины откроются и окажется, что вы просто выбросили деньги.
Тем временем казанские бьюти-мастера создали запасы расходников, которые начали стремительно дорожать уже через день после начала военной операции.
– У меня большинство материалов из Германии. Представители одних брендов уже 25 февраля подняли цены на 40 – 50%, другие объявили о повышении с 7 – 9 марта. Обидно, что они повышают цены на товары, которые уже лежат у них на складе, это не новые поставки, – посетовала в разговоре с корреспондентом «Вечерней Казани» мастер по маникюру Альбина Исрафилова. – Я успела сделать закупку по старым ценам, на полгода хватит. Очень надеюсь, что гели-лаки для ногтей начнут производить в России. Потому что повышение цен – это одно, а дефицит материала – совсем другое. Пока у меня есть запас материалов, буду держать прежние цены, чтобы не потерять клиентов. Ведь повышение сразу на 40 – 50% их просто шокирует! Если ситуация не улучшится, придется переходить на материалы из Китая. У них, конечно, качество отличается. Будем тестировать, опытным путем подбирать лучшее.
Чуть лучше обстоят дела у парикмахеров.
– Мы нашли альтернативу европейским красителям. Будем работать с российским брендом OLLIN Professional – продукт на уровне, сделан на основе итальянских образцов. Он и раньше был у нас в салоне, но использовался мало, потому что клиенты выбирали импортные краски, – рассказала владелица салона красоты Виталина Браун. – Часть сырья для отечественного красителя все-таки поступает из Европы, поэтому наш производитель тоже поднял цену на 20%, но это незначительно по сравнению с импортом. Например, если итальянцы поднимают цену на 20%, у них стоимость тюбика вырастает до 700 рублей, а у российского бренда после подорожания тюбик стоит 300 – 350 рублей. Я, конечно, понимаю, что для некоторых клиентов важен имидж и они готовы платить за европейские продукты, сколько бы они ни стоили. Поэтому оставлю в ассортименте импортные красители. Но и воротить нос от российского бренда не буду.
В свою очередь врач-косметолог Лилия Низамутдинова рассказала «ВК», как в предпраздничную неделю казанские дамы выстроились в очередь на «уколы красоты» по старым ценам:
– Я каждый день работала с утра до девяти вечера. А те, кто еще не пришел, забронировали препараты, которые у меня были в наличии, по старым ценам. Я пошла всем навстречу, спекулировать в такой ситуации не могу. Все, что было у меня в холодильнике, уже забронировано и подписано. Большинство препаратов у меня европейские: Германия, Франция, Швейцария, Великобритания; есть неплохие препараты из Южной Кореи, они, кстати, тоже существенно цены повысили. Дистрибьюторы продают уже закупленные препараты, которые лежат на складах, по новым ценам. Диапазон повышения – от 10 до 100%. Некоторые ведут себя просто непорядочно. Например, на днях была ситуация: я позвонила дистрибьютеру, попросила оставить для меня нити по одной цене, и так уже выше обычной, чтобы забрать на следующий день, предложила сразу перевести оплату. Они сказали, дескать, бронировать не надо, товара полный склад. А на следующий день заявляют, мол, извините, осталось только две упаковки, и называют космическую цену. А я ведь уже клиентке пообещала сделать процедуру и цену озвучила. Было очень обидно.
При этом, по словам врача, достойной замены европейским препаратам для косметологии в России нет.
– Наши препараты для инъекций нередко вызывают аллергические реакции, воспаление в местах введения. Один раз в жизни я себе проколола российский препарат, чтобы понять, что это такое, и сказала, что больше никогда в жизни, – поделилась опытом Низамутдинова. – У нас еще не поставлено на поток, не отработано производство. Если французские заводы уже лет 30 этим занимаются, то наши только-только начали. Ждать, когда они достигнут приемлемого уровня, придется долго.