Фото с сайта www.tatarstan.ru
«Воздух мы не повезём»
Нынешняя среда, 14 июня, войдёт в историю российского автомобилестроения как день официального запуска движения беспилотных грузовых машин по автотрассе общего пользования. Аккурат в день открытия Санкт-Петербургского экономического форума четыре грузовика «КамАЗ» с полностью автономным управлением отправятся из Санкт-Петербурга в Москву по магистрали М-11 «Нева». Им предстоит проехать почти 700 километров, причём все фуры будут загружены под завязку — воздух возить между столицами никто не планирует. В эксперименте участвуют сразу несколько крупных логистических компаний, которые уже корректируют свои бизнес-модели именно под беспилотную загрузку. И хотя это пока только пробная поездка, уже в ближайшем будущем грузоперевозки без водителей кардинально изменят структуру рынка логистики.
Трасса М-11 в районе Тулы – здесь достраивают объездную. Фото: Правительство Тверской области
Эх, прокачу!
Пока в кабинах беспилотных фур всё ещё будут находиться водители-люди. В их задачи входит общий контроль систем роботизированного управления и, конечно, пристальное внимание за безопасностью. Шофёр-дальнобойщик в любой момент должен взять управление на себя в случае незапланированных ситуаций. Так что вопреки расхожему мнению, в 700-километровой поездке человек не будет лежать сзади на спальнике, вполглаза поглядывая за трассой.
Впрочем, совсем без человека на М-11 фуры обещают запустить уже в 2025 году. Тогда будет построен обход города Твери, а инфраструктура трассы дополнена системами взаимодействия с беспилотными авто. И хотя, по заверениям разработчиков, уже сегодня робот-водитель готов провести фуру даже через городскую улицу, пока инженеры перестраховываются. Что и понятно: по хорошей объездной будет и быстрее, и безопаснее.
Пока же между Питером и Москвой (и обратно) в 2023 году хотят провести 2,5 тысячи рейсов на беспилотных машинах, а к 2025 году увеличить их количество до 11 тысяч. Число беспилотных грузовиков, причём не только производства КамАЗа, но и ряда других российских компаний (например, «Сберавтотеха») в 2024 вырастет до 50 штук, а в 2025 году — до сотни.
10 лет на перестройку профессии
Открытие движения грузовиков-роботов на общедоступной трассе стало событием, не имеющим аналогов в мире. И хотя беспилотные «тележки» уже довольно давно перевозят грузы в складах, в логистических центрах — одним словом, на закрытых территориях, именно на автомагистраль пока никто полнофункциональные беспилотники не выпускал.
Автоматическая беспилотная грузовая тележка для развозки грузов в складах и логистичеких центрах. Фото: АиФ-Казань/ Антон Цепилов
На этом фоне весьма обоснованными выглядят опасения опытных водителей-дальнобойщиков за свою профессию. И действительно, по словам главного конструктора инновационных автомобилей ПАО «КамАЗ» Сергея Назаренко, беспилотники позволят решить сразу несколько насущных проблем отрасли:
«Во-первых, это дефицит профессиональных кадров, поскольку не секрет — хороших водителей сейчас найти очень сложно. Вторая проблема вытекает из первой — большая загруженность водителей, поскольку требуется соблюдать режим работы и отдыха. И в третьих — это тяжёлые условия работы людей, особенно в регионах Арктики и Крайнего Севера».
По словам Назаренко, беспилотные автомобили могут ездить хоть круглые сутки, им не нужен, как людям, обязательный отдых после 7-часового рабочего дня за рулём. Кроме того, такие системы в первую очередь надо внедрять на вредных производствах, например, для управления тяжёлыми грузовиками в рудниках, карьерах, на перегонах между обогатительными комбинатами, на заснеженных промороженных трассах Сибири, Якутии и в других территориях, где работа сопряжена с опасностями и негативными условиями для здоровья людей.
«Мы в первую очередь хотим освободить людей от тяжёлого, выматывающего, монотонного труда. Гораздо более интереснее и продуктивнее, если человек будет заниматься творческим трудом. » – сказал Назаренко.
При этом разработчик беспилотных систем уточнил, что как таковая профессия дальнобойщика в ближайшие годы не исчезнет. Объём рынка автоперевозок огромен, и в дальнейшем будет только расти. Далеко не везде автопилоты смогут заменить человека, во всяком случае в ближайшие 10-15 лет.
Оцените материал