Сегодня Вахитовском суде Казани стартовал судебный процесс по делу о незаконной выдаче бюджетных субсидий на общую сумму 17 млн 850 тысяч рублей. Вину в превышении полномочий бывший начальник Главного сельхозуправления племенным делом в животноводстве министерства сельского хозяйства Татарстана Ришат Зарипов не признает, сообщает с места журналист «Реального времени».
На старте процесса адвокат обвиняемого Максим Туртыгин, в прошлом — следователь ГСУ МВД Татарстана, просил суд об удалении журналистов из зала суда, ссылаясь на возможность оглашения личных тайн, медицинских диагнозов и движения средств по счетам. Суд в переводе процесса в закрытый режим на данной стадии отказал, отметив, что в дальнейшем часть заседаний, где будут исследоваться некоторые документы, будет проходить в отсутствие СМИ.
Обвинение по этому делу утверждал прокурор Татарстана Альберт Суяргулов. В данный момент его фабулу оглашает гособвинитель Михаил Житлов.
Еще до начала своего преследования Зарипов оставил госслужбу. В мае его задержали и по ходатайству Следкома водворили в СИЗО.
Сегодня на заседание подсудимого доставили под конвоем. В обвинении экс-сотрудника Минсельхозпрода — три эпизода превышения полномочий с подписанием соглашений о выдаче субсидий племконезаводу «Казанский» в 2018 и 2020 годах.
По версии силовиков, обвиняемый был в дружеских отношениях с Маратом Гильфановым, который в тот период возглавлял конезавод, и Сергеем Василенко, занимавшим пост директора казанского ипподрома. Гильфанова и Василенко в СК считают организаторами хищения средств на поддержку племенного коневодства путем предоставления в управление племенным делом сфабрикованных документов о закупках племенных лошадей ради компенсации 85% якобы понесенных затрат.
В первом эпизоде фигурируют 10 лошадок рысистых пород и 30 кобыл российской тяжеловозной породы. По версии следователей и прокуратуры, Зарипов знал о том, что 30 лошадок племенными не являются и в ООО «Агрофирма «Актай» они не закупались, но решил подписать документы на выдачу субсидии. В итоге, Гильфанов и Василенко незаконно получили 10,3 млн рублей и похитили их, — считают сотрудники силовых ведомств.
Схожим образом в ноябре 2018-го племконезаводу одобрили и выплатили субсидию 1,3 млн за трех племенных жеребцов, якобы приобретенных у казанского ипподрома. Эти деньги, по мнению стороны обвинения, тоже похитили Василенко с Гильфанов.
В третьем эпизоде дела Зарипова говорится о закупке 12 племенных кобыл. Если верить документам на субсидию, этих лошадок конезавод приобретал у частного предпринимателя Самигуллина в 2020-м, за что получил из бюджета компенсацию затрат в 6,3 млн рублей.
В мошенничествах с субсидиями обвиняют Гильфанова и Василенко. Последнего — заочно, он постоянно проживает в Турции и успел получить гражданство этой страны. Впрочем, известно — ни одно из обвинений в свой адрес Василенко не признает. Включая два эпизода дачи взяток подчиненной Зарипова — бывшему главбуху племенного управления Халиде Валиуллиной. Она же вину признала и уже предстала перед судом ща получение мзды. Причем первый эпизод дела Валиуллиной касается ускорения выплаты субсидии на 10,3 млн рублей.
Не признает вину и Гильфанов, который в настоящее время знакомится с материалами своего дела вместе с бывшим заместителем директора ипподрома Рузелем Багавиевым. В отношении обоих избран запрет определенных действий. В числе обвинений — мошенничества, растраты, легализация преступных доходов и неправомерный оборот платежей. Вину эти фигуранты также не признают.
Сегодня же суд планировал выслушать представителя потерпевшего министерства и начать допросы свидетелей. Однако эти участники на заседание сегодня не пришли.