Пой свою мелодию! Певица о бардах, бизнесе и необитаемом острове

Елена Юдина и Марк Оффен. / Ольга Любимова / АиФ

Слухи о смерти бардовской песни – просто абсурд! Это ещё раз доказал юбилейный концерт казанских музыкантов Елены Юдиной и Марка Оффена, посвящённый 10-летию их дуэта.

В зале музея Аксёнова яблоку негде было упасть, а люди всё шли, устраивались в проходах, на приставных стульях. Послушать Елену и Марка, поздравить их с юбилеем пришла известная певица, заслуженная артистка Татарстана Юлия Зиганшина.

В чем сила авторской песни, и почему каждому из нас необходим мир музыки, рассказала «АиФ-Казань» певица Елена Юдина.

«За душу берут, сердце вынимают»

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: – Елена, песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, современных бардов, казалось бы, о давно известных истинах – ценности любви, дружбы, верности. Но, вновь и вновь, слушая их, люди преображаются – светлеют лица, загораются глаза…

Елена Юдина: – Да, темы бардовской песни не меняются. Авторы писали и будут писать о человеческих отношениях, чувствах –  о том, что близко каждому из нас. В этой поэзии нет пошлости, есть красота, глубокий смысл. Хотя лично для меня в песне важна прежде всего красивая мелодия. Я слышу сначала мелодию, оцениваю её, а потом уже  вслушиваюсь в стихи.

Елена Юдина: «Наш ансамбль как-то выступал в клубе авторской песни «Привал», там я познакомилась с Марком Оффеном. Он сам давно сочиняет песни, поет». Фото: Из личного архивa/ Алексей Липовецкий

Особое удовольствие – репетиционный процесс, сам поиск песен. Сначала это какой-то этюд, и вот уже песня вырисовывается, становится цельным произведением. Иногда на репетициях песня звучит лучше, чем на концерте, когда от волнения небольшие шероховатости бывают – слова песни забыл, в аккордах запутался, ведь мы же не профессиональные певцы.

– «Не лукавьте, вы самые профессиональные – те, которые за душу берут, сердце вынимают, отогревают!», – сказала вам одна из зрительниц после вашего концерта. Когда ты начала петь, впервые вышла на сцену?

– В нашей семье пели и в праздники и в будни, да ещё на разные голоса. Мы с мамой шли яблоки собирать или малину и всё время пели. Дома вдвоём с сестрой мы регулярно готовили концертные программы, приглашали на концерт родителей, бабушку, кого-то из гостей.

Петь может каждый. Руководитель хоровой капеллы о том, как развить дар

А первыми выступлениями на большой сцене для меня стали концерты Хоровой капеллы Казанского университета. Хотя, когда я поступила в университет, никаких мыслей о хорах не было. Я окончила музыкальную школу, но петь в хоре не очень любила. В школьном хоре не нравилось потому, что некоторые  ребята фальшивили. А на хоровые занятия в музыкальной школе было сложно ездить, ведь мы жили в селе, а школа была в райцентре. Иногда часа два приходилось ждать автобуса на остановке, поэтому от хора меня освобождали.

Поступив в университет, я, как многие первокурсники, побывала на так называемой общественной комиссии, которую организовывали ребята из Хоровой капеллы КГУ (сейчас КФУ) во главе с профессором Казанской консерватории Валерием Левановым. Он с 1966 по 2005 годы руководил Хоровой капеллой КГУ. На комиссии рассказывали, что в университете можно не только учиться, но и найти себе интересное занятие: «Вот у нас капелла есть, давайте мы вас послушаем». Мне сказали, что голос хороший и слух замечательный, пригласили в капеллу. Но я хотела не петь, а танцевать.

Я дышу – ты поёшь. Миляуша Таминдарова о намазе, аллилуйе и дыхании хора

Хоровое братство

– Почему всё же передумала танцами заниматься?

– В капеллу меня буквально затащила сокурсница Раечка Галеева: «Ну, пойдём, там ведь будет капустник, и вообще, говорят, интересно!». Так я оказалась в по-настоящему поющем, взрослом хоре. После нашего школьного хора это было блаженство, восторг – вокруг тебя чистая голосовая гармония. Я была сражена, решила, что, конечно, останусь.

Кроме того, в капелле, как, наверное, и в других хорах, помимо репетиций, концертов идет другая большая жизнь – походы, какие-то посиделки. Мы собирались на все праздники, на 9 Мая – обязательно, и могли петь бесконечно и бардовские, и народные, и советские песни – чуть не до утра. До сих пор очень многие мои друзья – из тех времён, из капеллы.

После окончания университета кто-то продолжал петь в капелле, кого-то отвлекли на время семейные дела, маленькие дети.

В один из юбилеев капеллы мы, несколько человек, решили собраться ансамблем и подготовить песенное поздравление. Выступили с ним в актовом зале университета.

Подумали, почему бы нам не продолжать петь каким-то своим составом. Так образовался камерный хор «Гармония», которому в этом году исполняется 30 лет.  Руководит им дирижёр-хоровик Гузель Гимаева. В капелле она была хормейстером – в этой роли у нас всегда выступали студенты консерватории. Гузель – человек очень энергичный, заводной, веселый, наша дружба началась в студенческие годы и длится по сей день.

Думаю, что дирижёру такого хора, как наш, гораздо сложнее работать, чем дирижёру в профессиональном коллективе.  У нас гораздо больше времени уходит на то, чтобы выучить произведение, тем более, что не все наши  хористы владеют нотной грамотой.

«Рэп всегда был модным». Бард Леонид Сергеев о молодом поколении и музыке

В поющем мире

– Правда ли, что в хоре поют те, кто не может добиться успеха как солист, у кого не очень интересный голос?

– Это превратное представление. Да, кому-то обязательно надо солистом быть, и человек себя чувствует солистом. В хоре поют те, кому нравится гармоническое пение, кто любит петь многоголосно. У кого-то очень хороший голос, у кого-то послабее. Важно иметь хороший слух, чтобы хор звучал гармонично, без фальши. Хор – это единое целое, единый хоровой голос, там поют те, для кого дружба, коллективизм – не пустые слова.

У самодеятельных хоров свои нюансы. Так, например, в Государственном камерном хоре все профессионалы, все музыканты, естественно, это отборные голоса. А наш хор «Гармония» – это любители. К нам иногда приходят люди, никогда не певшие в хоре, у которых вообще нет музыкального образования. А вот начинает петь человек, и для него новый мир открывается. Когда человек сам начинает петь красивую хоровую музыку, его охватывает восторг.

– Исполняют ли хоры бардовскую песню?

– Обычно нет. Хотя некоторые дирижёры, например, Александр Додосов из Ульяновска, создают такие проекты. Гузель Гимаева тоже делала аранжировки некоторых известных бардовских песен. Естественно, с раскладкой на голоса, чтобы это прозвучало интересно. Но репертуар нашего хора «Гармония» – это в основном духовная музыка,  Моцарт, Шуберт, Вивальди, народные песни в композиторской обработке, хоровые произведения советских и современных авторов.

– Кто приходит на ваши концерты?

– Хор существует долго, поэтому уже есть своя публика. Конечно же, это наши друзья, родственники, те, кто когда-то сам пел в хорах. Они приглашают своих друзей.

По сравнению с советскими временами сейчас хоров в Казани стало меньше. Но по-прежнему проводятся фестивали. Так, наш хор в мае проводит фестиваль «Со-творение». С каждым годом на него приезжает всё больше участников из разных городов России.

Джазмен и медные трубы. Как Вадим Эйленкриг «Pink Floyd» играть учил

Женский бас

– Ты изящная женщина, и при этом производишь впечатление очень сильного человека. Твой голос иногда называют женским басом. Вела свой бизнес, а там слабых людей не бывает.

– Предпринимательство поначалу  было просто суровой необходимостью. Мне нужно было в Казани где-то жить, нужно было заработать на квартиру. Советский Союз тогда уже закончился. Я преподавала в школе, но там жильё учителям уже не могли предложить. Поэтому я сменила профессию.  Предпринимателю много чего надо уметь – искать, находить, мириться с провалами и с потерей денег. Но… идёшь вечером на хор, поешь, общаешься с интересными людьми и забываешь о проблемах.

Пианистка и альпинистка. Альфия Сайдашева – о музыке и высоте

Кроме хора, я уже 15 лет пою в ансамбле бардовской песни «Игрушка». Мы все – участники хора, и руководит ансамблем тоже Гузель Гимаева. Если в капелле и в хоре я пела так называемым «женским басом» вторым альтом – то в ансамбле, наоборот, пришлось петь высоким голосом. Это помогло развить диапазон.

Наш ансамбль как-то выступал в клубе авторской песни «Привал», там я познакомилась с Марком Оффеном. Он сам давно сочиняет песни, поет. Марк предложил мне исполнить дуэтом песню Окуджавы «Музыкант». Для меня построить второй голос не было проблемой. И для Марка это не было сложно – у него гармоническое мышление. Так песня за песней, фестиваль за фестивалем мы выступаем вместе до сих пор. 

– Гармоническое мышление помогает?

– Да, обладающий им человек хорошо слышит интервалы и может чисто пропеть свою мелодию, несмотря на то, что рядом человек поет по-другому.

Меня этому еще мама учила. Когда я в детстве пела какую-то песенку, мама вдруг начинала петь ниже, по-другому. Я пыталась петь вместе с ней, но мама не давала: «Нет, ты пой свою мелодию! А я к тебе буду подстраиваться».

Элвин Грей привнёс нечто новое. Композитор о татарской эстраде и фонограмме

– А петь в унисон – это своего голоса не иметь, всё время подчиняться?

– Я бы так не сказала. Унисон – это когда два голоса поют одну и ту же мелодию. Это равноправные отношения. Где-то унисон нужен. Все время петь на два голоса – это тоже может утомить зрителя. Да и не каждая мелодия дает возможность раскладки на голоса. Бывает, берешь песню и понимаешь, что эта строка может звучать только в унисон. Но при этом тоже необходимо прислушиваться друг к другу. Важно не только одну мелодию петь, но одинаковое дыхание брать, делать одинаковые паузы.

– Как понять, когда нужно петь в унисон, а когда на несколько голосов?

– Это диктует сама мелодия. Бывает, пытаешься найти красиво второй голос – а он должен звучать ниже или выше основной мелодии. Но не ложится он.

И понимаешь: начало строки будет одинаково звучать, в унисон, а вот  конец её, можно разложить, например, на два голоса.

Важны и личные ощущения, вкус. Например, если у ансамбля идёт постоянная раскладка на голоса, иногда уже хочется, чтобы звучал унисон или один голос. Разнообразие необходимо.

Дьявольская красота! В Казани прошла мировая премьера по сюите Рахманинова

Основная задача

– Ты призёр многих фестивалей, в том числе и Грушинского. Но ведь туда едут не только за наградами?

–  У каждого фестиваля, который более-менее долго существует, свои традиции, своя форма проведения. Где-то конкурсы проводятся, где-то их нет.

На мастер-классах, которые устраивают на некоторых фестивалях, очень интересно послушать мнения о твоем пении, авторам – советы по поводу их стихов, музыки. Это обмен опытом.

Задачи у фестивалей разные. Но, думаю, что основная из них – дать возможность пообщаться увлеченным бардовской песней людям, обменяться песнями. Так, мы с Марком, побывав недавно на фестивале в Самаре, включили в свой репертуар замечательную песню Юрия Панюшкина «Море».

– В нашей стране авторская песня громко заявила о себе в 1970 – 80-е годы. Какая она сегодня?

– Очень разная. Много авторов, которые продолжают традиции классической бардовской песни – Визбора, Городницкого, Ады Якушевой. А есть авторы, которые пишут в особой манере, хотя кто-то говорит, что это не бардовская песня, это рок. Думаю, что это просто особая стилистика авторской песни.

Кто-то из бардов на слуху, потому что постоянно участвует в фестивалях, в концертах. А кто-то пишет для себя, для друзей.

«Русский шансон – это нонсенс». Бард о том, почему исчезает авторская песня

В Казани самый известный  на всю страну бард – это Валерий Боков. Конечно, многие знают и Дмитрия Бикчентаева. Он замечательный мелодист, тонко чувствует слово и умеет так мелодию написать, что кажется, эти стихи только так и должны прозвучать. Это красиво, это «хитово», это идёт в народ.

Очень интересные песни у Андрея Зефирова, который особо не известен в широких бардовских кругах. Много песен пишет Михаил Хохлов. Он все время сочиняет. Ведь есть барды, которые написали в молодости десять песен и продолжают их всю жизнь петь. А кто-то эти песни рождает и сейчас. В этом смысле удивителен для меня и Валерий Боков. Он постоянно создаёт новые замечательные песни.

– Жаль, что многие проживают жизнь, так и не узнав мира музыки.

– Сейчас, по моим ощущениям, школьное образование зачастую сводится к тому, чтобы ребёнок знал формулы, мог успешно пройти тестирование. ЕГЭ сдал – значит, закончил школу отлично. И бывает, что человек, имеющий слух, петь так и не научился, не научился слушать классическую музыку, она для него не существует, опера, балет вообще за гранью восприятия.

«Если ноты упали, нужно на них сесть». Дирижер Рустем Абязов о суевериях и коллективном творчестве

– Видимо, очень многим нравятся пресловутые три аккорда.

– Чтобы нравилось что-то хорошее, надо с детства прививать хороший вкус. А многие родители смотрят на уроки музыки, как на что-то третьестепенное. Но недаром же в Древней Греции гармонично развитый человек должен был быть хорошо развит физически, умственно, должен был уметь играть на музыкальных инструментах.

Конечно, далеко не всех детей отдают в музыкальные школы, не у всех есть для этого желание и возможности. Но в обычной общеобразовательной школе, на мой взгляд, обязательно должны быть уроки пения, уроки хореографии, чтобы научить ребёнка слышать ритм, красиво танцевать.

Чтобы это было интересно, должны быть хорошие преподаватели. Раньше в Казанском пединституте был музыкальный факультет, где готовили учителей для общеобразовательных и музыкальных школ.

«Аллилуйя» Юлии. Почему музыка барокко обретает больше ценителей?

Всегда в движении

– Как ты заинтересовала музыкой своего сына?

– Алёша с детства был со мной  на праздниках , которые мы устраивали с друзьями со времен капеллы. Конечно, непременно с песнями под гитару.

Было понятно, что у него хороший слух, он пел, в начальных классах выступал на сцене. Потом мальчишки его стали дразнить за это. И сын сказал, что петь больше не будет. Я пыталась отдать его в музыкальную школу, но он категорически отказался. А в 9-м классе вдруг попросил купить ему гитару. Через две недели уже вовсю играл Цоя и гитару из рук больше не выпускал.

Сейчас моему сыну 35 лет, теперь он сам преподает  в школе игры на гитаре. Можно сказать, что к музыке он приобщился без моего прямого участия.

– Кем ты сама себя считаешь – певицей, предпринимателем? Как нашла свою мелодию жизни?

– Я просто человек, которому многое в жизни интересно.

Музыка – моё любимое увлечение. Считаю, что без неё человечество существовать не может. Если бы меня отправили на необитаемый остров, где нет возможности слушать музыку, это было бы смерти подобно.

Полвека с гитарой. Чем запомнилась юбилейная «Груша»

Очень люблю фитнес, лыжи – быть в движении, чувствовать тело.

Любимый отдых – на природе. У нас с друзьями даже  есть традиция встречать Новый год в лесу на специально оборудованной костровой поляне. 

В каждом новом городе, куда я приезжаю, обязательно стараюсь сходить в музей изобразительных искусств. Восхищаюсь, когда люди красиво, хорошо что-то делают. Красиво поют, пишут замечательные картины, музыку сочиняют такую, от которой дух захватывает.

ДОСЬЕ

Елена Юдина родилась в с. Кызыл-Октябрь Киргизской ССР. Окончила филфак КГУ (сейчас КФУ).

Дипломант Грушинского фестиваля (2015). Лауреат фестиваля «Песни Булата на Волге» (2014 г.), фестиваля Музыка сердец» (Нижний Новгород, 2016), фестиваля бардовской песни «Чебоксары -2016», фестиваля «Литературный Чистополь» (2019). Замужем.

Оцените материал

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment