С криком о помощи обратились вчера директора казанских автотранспортных предприятий к президенту Татарстана. Перевозчики плачутся, что после введения QR-кодов на общественном транспорте пассажиропоток и выручка снизились на 30 процентов и им едва удается удержать на нервной и низкооплачиваемой работе водителей и кондукторов. Автобусники просят у президента субсидии на погашение убытков, связанных с «куаризацией», при этом про повышение тарифов для пассажиров, как раньше, больше не заикаются.
Напомним, автобусные перевозчики еще до всякой пандемии жаловались, что работают себе в убыток, и традиционно перед Новым годом грозили транспортным коллапсом, добиваясь от властей либо полной компенсации за перевозку многочисленных льготников, либо повышения платы за проезд для остальных пассажиров (добиться им удавалось только повышения).
Ковидный 2020-й с его самоизоляцией и другими ограничениями усугубил ситуацию, и рынок автобусных перевозок начали покидать разорившиеся частники. Городские власти передали их маршруты муниципальным ПАТП № 2 и ПАТП № 4, но те тоже по уши в долгах по лизинговым платежам и едва сводят концы с концами. А тут еще и QR-коды.
– Мы сейчас думаем о том, чтобы продать свои автобусы и уйти из этого, с позволения сказать, бизнеса, – рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» первый замдиректора ООО «Байлык № 3» Руслан Юсупов. – У нас и так было много долгов по лизингу, по запчастям, сейчас к ним приплюсовались еще и долги по налогам, а у некоторых перевозчиков и по зарплате. В связи с QR-кодами пассажиропоток снизился на треть, к тому же у части пенсионеров заблокировали транспортные карты, а пенсионеры – это 40 – 50% наших пассажиров.
Юсупов напомнил, что в 2022 году на рынке автобусных перевозок грядут нововведения. Во-первых, перевозчики должны будут за свой счет оснастить все автобусы тахографами, чтобы водители не перерабатывали, а сидели за рулем строго 8 часов в день. Каждый тахограф стоит не меньше 40 тысяч рублей, а за его отсутствие, понятное дело, грозят штрафы. Кроме того, автобусы старше 10 лет не смогут выходить на линию, значит, их придется заменять новыми. Но если раньше частные перевозчики могли претендовать на участие в нацпроекте «Безопасные и качественные автодороги» и получать субсидии на покупку транспорта, то сейчас из-за сокращения финансирования в программе могут участвовать только муниципальные перевозчики. При этом цена нового автобуса сейчас превышает 13 млн рублей, а в следующем году, скорее всего, вырастет еще.
– Покупать автобусы по такой цене и влезать в новые долги нет никакого смысла, – резонно заметил собеседник «ВК». – А сейчас, после снижения пассажиропотока, нам нет смысла возить воздух и при этом тратиться на бензин и зарплату. Поэтому интервалы движения автобусов сейчас увеличились, пассажирам, естественно, это не нравится. Но что делать?
Всего на транспортном предприятии «Байлык № 3» 25 автобусов. Они обслуживают маршруты № 11 и 43. Оба достаточно популярны у пассажиров. К примеру, на маршруте № 43 – более 50 остановок, он проходит через весь город из Приволжского района на Жилплощадку. Если частники решат завязать с убыточным бизнесом, не факт, что эти маршруты сохранятся. Ведь возможности двух муниципальных казанских ПАТП, которые обслуживают сейчас 70% перевозок, тоже не безграничны.
– Как правило, автобусы у нас покупают перевозчики из других регионов. А к нам сюда никто заходить не хочет. Потому что во всей России, кроме Татарстана, субсидируют перевозки и платят за километр движения, а у нас – сколько пассажиров перевезли, столько и получили. При этом еще и перевозку льготников не компенсируют. Горисполкомы в Татарстане уже замучились проводить конкурсы на обслуживание автобусных маршрутов. Потому что никто не идет! Я не знаю такого коммерсанта, которого бы пригласили зарабатывать деньги, а он отказался. Просто все поняли, что заработать в этой сфере нереально, а вот в долгах погрязнуть – запросто. Не могу понять, нашим властям недостаточно примера Бугульмы? – удивляется Руслан Юсупов.
Напомним, в октябре этого года единственный в Бугульме перевозчик ИП Минаев объявил, что у него больше нет сил работать себе в убыток, и продал часть из своих 17 «пазиков», а другую часть пустил на металлолом. В результате город с населением 83 тыс. человек остался без общественного транспорта. Как заявил бугульминский предприниматель Сергей Минаев «Вечерней Казани», без дотаций и субсидий ситуацию с общественным транспортом не улучшить, особенно в нынешнее пандемийное время: «Повышать цены за проезд для людей, у которых зарплата 15 – 20 тысяч рублей, тоже неправильно. Не надо с народа драть!»
Казанские перевозчики, которые обратились вчера к президенту РТ, тоже не стали, как раньше, предлагать повысить тарифы для пассажиров, а попросили президента о выделении субсидий из бюджета в связи с введением QR-кодов на общественном транспорте.
«Уважаемый Рустам Нургалиевич! Автотранспортные предприятия Казани слезно просят Вас о помощи. 13 ноября на совещании в Доме правительства РТ Вы сказали: республика готова предоставить субсидии и помочь перевозчикам в случае сокращения пассажиропотока из-за введения QR-кодов в общественном транспорте.
Введение QR-кодов в автобусах очень больно ударило по перевозчикам Казани. Пассажиропоток сократился более чем на 30%, пропорционально упала и выручка автотранспортных предприятий.
Перевозчики Казани выполнили Ваше поручение, организовали работу общественного транспорта по QR-кодам. Весь негатив от введения куар-кодов лег на работников общественного транспорта. Очень больших усилий стоило убедить сотрудников работать в новых реалиях…
Рустам Нургалиевич, перевозчики очень ждут от Вас субсидию на покрытие убытков из-за введения QR-кодов в общественном транспорте и просят предусмотреть выделение субсидий из бюджета до того момента, пока не будут отменены куар-коды и полностью не восстановится пассажиропоток».