Выставка «Проявление прошлого» известного фотографа Евгения Канаева открылась в Галерее современного искусства. Черно-белые снимки в экспозициях «Казань и казанцы» и «Звучание острова» сделаны в начале и конце 1990-х, и контраст с днем сегодняшним на них настолько разителен, что взрослая публика ностальгирует до слез, а молодежь удивляется: «Ну и захолустье!»
Как казанцы сушили белье во дворах, ездили, прицепившись сзади к трамваям, читали газеты на уличных стендах и стирали в летние дни паласы на сегодняшней Кремлевской набережной, можно увидеть на фотографиях Канаева 25 – 30-летней давности. С тех пор изменился мир, изменились вместе с ним и мы. С карты Казани исчезли многие здания и очертания стареньких улиц. И все же они остались жить в нашей памяти, в наших душах и на фотографиях.
«Колонка на Федосеевской» – один из показательных снимков из серии «Казань и казанцы». Теперь на месте дома № 62 и колонки стоит «поселок нефтяников» и глухой кирпичный забор.
О временах тотального дефицита напоминает фотография «Отоварились» (женщины выбегают из гастронома в доме Кекина с огромными сумками, растрепанные и счастливые – будет чем накормить семью).
«Трамвай № 13» с надписью на борту «Не умирайте от невежества» заставляет вспомнить, как в нашей стране началась борьба со СПИДом.
Вместе с автором мы заглядываем в старые казанские дворы, где женщины носят ситцевые платья и сарафаны, мужички чинят старенькие «Москвичи», детвора ездит на великах, не боясь угодить под машину.
На фото «Я себя под Лениным чищу» пацан лет семи, забравшись на постамент памятника вождю пролетариата, с интересом изучает ботинок бронзового Ильича.
Забавно выглядит и «Ленин в Свияжске» в окружении коров. В серии, посвященной острову-граду, привлекает внимание и снимок «Приезд Минтимера Шаймиева в Свияжск», на котором первый президент Татарстана шагает по бездорожью в сопровождении своей свиты, местных жителей и симпатичной дворняги. Возможно, уже тогда у него созрел план возрождения культурной жемчужины.
– О творчестве Канаева могу говорить долго, каждое из представленных фото – это целая Вселенная, по ним можно рассказы писать, – поделился с корреспондентом «ВК» впечатлениями на открытии выставки художник Рашид Тухватуллин. – И все же особо выделю один из самых глубоких по смыслу снимков: «Выбирай сердцем». Казалось бы, мимолетный уличный кадр, но в нем – целая история! Если помните, в 1996 году россиян призывали голосовать за Бориса Ельцина. На фото рядом с рекламным стендом с изображением кандидата в президенты России стоят люди, которые заняты какими-то своими мыслями. В стекле стенда отражаются другие такие же люди и реклама кока-колы – «символа капитализма». В свияжском цикле отмечу снимок «Зимняя дорога из Свияжска». Видите, вдоль тропинки воткнуты прутики? Оказывается, их ставили для того, чтобы, переходя через заледеневшую Волгу на другой берег, человек не сбился с пути среди снежных заносов.
– Выставка Канаева – прямое попадание в сердце, это одновременно и документальная хроника, и фотопоэзия, в этих снимках живет гений места и дух времени, – отметила известный архитектор-реставратор Ирина Аксенова. – Свияжская серия здорово всколыхнула мою память. В середине 1990-х Свияжск был оторван от «большой земли», летом туда добирались на моторных лодках или «омиках», а зимой ходили и ездили по льду. Помню, как однажды зимой мы с покойным ныне завотделом иконописи музея изо Яковом Вайсфельдом повезли из Свияжска на выставку в Казань большое количество икон в какой-то «Газели». Ехали и тряслись от страха – вдруг лед не выдержит и мы провалимся? Открыли дверь в машине, чтобы в случае ЧП самим успеть выпрыгнуть, а иконы выбросить на лед. До сих пор мороз по коже от воспоминаний об этом экстриме.
Выставка «Проявление прошлого» продлится до 25 мая включительно. Экспозиция сопровождается показом видеоинтервью с Евгением Канаевым, а также документального фильма о Свияжске «24 часа из жизни провинции» известного режиссера-документалиста Марины Разбежкиной.
Фото автора