В проекте «Казань без окраин» есть история актрисы Камаловского театра Халимы Искандеровой. / Ольга Любимова / АиФ
Столица Татарстана стала первым после Москвы городом, где запустили пилотный проект, помогающий изучать историю района через личные истории его жителей.
Почему для исследования выбрали квартал вблизи музея-квартиры Мусы Джалиля, какими историями поделились с музейщиками жители, стало известно на презентации проекта в ходе всероссийского форума «Музейные маршруты» в столице Татарстана.
Проект посвящён истории жилого дома № 17 по улице Горького. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Живой архив
Проект «Казань без окраин» можно увидеть с 27 апреля в Музее-квартире Мусы Джалиля. Он посвящён истории жилого дома № 17 по улице Горького, в котором находится этот музей-квартира, и близлежащих домов по улицам Толстого, Муштари, Щапова и Пушкина. Выставка составлена на основе личных историй жителей, их личных вещей.
Автор идеи Алиса Савицкая пояснила, что каждый участник проекта (а это работники казанских музеев) получил небольшую деревянную витринку-ящичек. И должен был заполнить её предметами с описанием истории респондента, которому эти предметы принадлежат. Интервью, тексты сделаны на двух языках – русском и татарском.
Пояс Мусы Джалиля и ложка Назиба Жиганова. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Этот проект начался в Музее Москвы в 2021 году как «Москва без окраин». Первой была исследована Таганка, а затем ещё шесть районов столицы.
«Мы говорим о музее не только как о фондовом хранилище, но и как о живом архиве, в том числе живом архиве частных историй, – описала суть проекта генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова. – При этом происходит совмещение предметов, уже состоящих в фондах, с личными историями».
Назиб Жиганов и Серафима Минеева. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Анна Трапкова напомнила, как в ноябре 2022 года президент Российской Федерации на заседании Российского исторического общества говорил, что понимание истории страны должно начинаться с изучения семьи и места, где человек родился и вырос. То есть в большую историю необходимо включать историю своего края, буквально историю своего дома.
Говоря о важности нетривиального взгляда на историю, директор Музея Москвы поделилась наблюдением, что молодёжь зачастую не воспринимает информацию, преподносимую с точки зрения каких-то больших нарративов. Они воспринимают только личный пример, личную историю – человеческое измерение.
Слева направо: директор Музея Москвы Анна Трапкова, директор Нацмузея РТ Алиса Вяткина, заведующий мемориальным музеем Назиба Жиганова Алексей Егоров. Фото: Национальный музей РТ
Тайны казанского Монмартра
Одним из участников проекта стал заведующий мемориальным музеем Назиба Жиганова и внук знаменитого татарского композитора Алексей Егоров.
«Квартал, ограниченный улицами Жуковского, Горького, Гоголя, Карла Маркса, – по сути, казанский Монмартр, – считает Алексей Егоров. – В 1930 – 1940-е годы там жили люди, которые были причастны к становлению татарского театра, татарской музыки. В доме по ул. Горького,17 помимо Мусы Джалиля, Назиба Жиганова жили артисты Халил Абжалилов, Фатима Ильская, композитор Мансур Музафаров, балерина Нинель Юлтыева. И такие неожиданные, порой парадоксальные решения, как проект «Казань без границ» – рассказ о великих свершениях через частные истории, – это попадание в десятку».
Чашка и сахарница, которые принадлежат жене поэта Нурсие Нуруллиной, – свидетели огромной жертвенной любви. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Алексей Егоров создал две витрины проекта. В одной из них ремень Мусы Джалиля, переданный в 1983 году в музей поэта его другом Назибом Жигановым, и серебряная ложка, сохранившаяся в семье Жиганова.
По воспоминаниям Жиганова, когда осенью 1941 года Джалиля провожали на фронт, в том самом доме, в котором проводились сейчас исследования, поэт и композитор перед расставанием обменялись поясами.
А сломанная серебряная ложка – это история погибшей любви. Первой супругой Назиба Жиганова была оперная певица Серафима Минеева. Они поженились в 1935 году. По традиции молодым на свадьбу подарили две серебряные ложки. Через 14 лет брак распался.
«Бабушка в сердцах эти ложки сломала, но одну ложку выбросить так и не решилась. Она хранилась у неё вместе с портретом Жиганова», – рассказал Алексей Егоров.
Поэт Фанис Яруллин и его жена Нурсия. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Свидетели любви
Заведующий музеем Салиха Сайдашева Айдар Ахмадиев собрал материал о судьбе поэта Фаниса Яруллина. Чашка и сахарница, принадлежащие жене поэта Нурсие Нуруллиной, – свидетели огромной жертвенной любви. Фанис Яруллин в 24 года неудачно упал во время тренировки и остался парализованным на всю жизнь. К счастью, руки двигались, и он мог писать стихи. Фанис Яруллин стал лауреатом Госпремии имени Тукая. Но это было бы невозможно без поддержки и заботы его жены.
История семьи народного артиста ТАССР, РСФСР Равиля Шарафиева. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Нурсия выросла в деревне в многодетной семье, всю жизнь работала на стройке. Когда она училась в вечерней школе в Казани, хорошие оценки получала редко. Учительница ставила в пример ученика, который получает одни пятёрки, несмотря на то, что парализован. И Нурсия решила посмотреть на этого человека. Так она познакомилась со своим будущим мужем Фанисом Яруллиным. Она ухаживала за ним всю жизнь, буквально носила на руках, потому что в доме, где они жили, не было лифта. Чтобы готовить стихи мужа для публикаций, Нурсия выучила грамматику татарского языка, научилась печатать на машинке. У Яруллиных в семье было принято пить очень горячий чай. Представленная на выставке чашка – та самая,
в которой Нурсия подавала чай своему мужу.
«Мы со школы знаем стихи Фаниса Яруллина, но эта личная история даёт новые эмоции, заставляет по-другому взглянуть на судьбу поэта», – убеждён Айдар Ахмадиев.
«Было важно, чтобы наша команда вышла за привычные рамки деятельности музеев, – поделилась впечатлениями от проекта генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина. – Ребята встречались с потомками деятелей культуры, искусства и узнавали новые удивительные факты. Надеюсь, что мы эту работу продолжим, и проект когда-нибудь перерастёт в «Татарстан без границ».
Оцените материал