О том, чем ему понравился режим самоизоляции, и о том, что не имеет ничего против прямых выборов мэра Казани и при этом мечтает, чтобы в мэрии не было ни одного посетителя, рассказал вчера на предновогодней встрече с журналистами казанский градоначальник Ильсур Метшин. Перед тем как явиться в ратушу, всем приглашенным на встречу представителям СМИ пришлось с утра пораньше сдать в инфекционной больнице тест на ковид – все-таки мэр у нас один, его беречь надо.
Открывая встречу, Ильсур Метшин вкратце подвел итоги пандемийного 2020-го, который подкинул миру таких проблем, каких человечество еще не знало. В Казани тоже боролись с вызовами как могли. В частности, городские власти старались поддержать врачей, которые оказались на передовой в войне с коронавирусом: первыми в стране заключили договор с компанией «Яндекс. Такси», которая сначала доставляла медиков к больным бесплатно, а затем по льготному тарифу. Этот почин поддержали и в других регионах.
– Мы заканчиваем год с показателем 101,5% по индексу промышленного производства. Есть отрасли, которые выросли на 40%, есть и те, что упали: общепит на 30%, объекты розничной торговли на 7%, – констатировал мэр. – Но много было сделано. Хочу поблагодарить за своевременную поддержку федеральное и республиканское правительства. Ни одна программа не была свернута, хотя, когда весной мы все находились в локдауне, звучали предложения перенести капитальный ремонт жилого фонда на следующий год. Но в итоге мы провели капремонт в 267 домах, несмотря на то, что во время самоизоляции в 111 домов строителей просто не пустили. Все действовавшие в этом году федеральные программы, как противовирусные таблетки, помогли нам выработать антитела в экономике.
Когда пришел черед задавать вопросы, корреспондент «Вечерней Казани» спросил у Ильсура Метшина:
– Как известно, Госсовет РТ не принял законопроект, который настойчиво продвигал коммунист Артем Прокофьев, о прямых выборах мэра Казани горожанами, а не гордумой. Если предположить, что вы не мэр и не председатель гордумы, а рядовой житель Казани, то вы за какие выборы?
– Когда я впервые был избран мэром в 2005 году, я был за то, чтобы следующие выборы были прямыми, и депутаты Казгордумы даже проголосовали за это, – напомнил Ильсур Метшин. – Но старшие товарищи мне объяснили, что существует установленный порядок образования органов муниципальной власти в республике и надо его придерживаться. Лично мне абсолютно все равно, работать мэром, выбранным депутатами Казгордумы, напрямую горожанами или назначенным сверху. Надо учитывать, что на последних выборах депутатов Казгордумы горожане отдали предпочтение «Единой России», у которой там свыше 70% мандатов. Значит, закономерно, что единороссы выбрали мэра из своих рядов. Если бы большинство было у ЛДПР, КПРФ или любой другой партии, было бы логично, что и они выбрали бы кого-то из своих однопартийцев. Мое мнение, что мэра города можно выбирать и так и так. Я согласен на любой вариант.
– В апреле 2018 года на встрече с протестующими против строительства МСЗ вы привели убойный аргумент, что один из ваших сыновей построит дом в поселке Новониколаевском Зеленодольского района, поблизости от будущего завода, а вы по воскресеньям будете ездить к нему в гости. На какой стадии сейчас реализация этого проекта? – поинтересовался корреспондент «ВК».
– Повезло моему среднему сыну Тагиру, у которого недавно был никах. С помощью коллег из зеленодольской администрации мы приобрели земельный участок на правах аренды, потому что выкупить эту землю в собственность можно только после того, как на ней что-нибудь построишь. Тяжело загадывать, пока год пандемии еще не закончился, но я думаю, следующий Новый год сын сможет встретить уже в новом доме. Ну и, конечно, я буду приезжать к нему в гости. На его участке мы планируем установить комплект оборудования, которое разрешается иметь частному лицу, для измерения воздействия на окружающую среду работающего МСЗ. Мы хотим сделать эту информацию доступной для всех жителей поселка.
Начав говорить о строительстве мусоросжигательного завода, мэр не сразу смог остановиться.
– Вот я смотрю на эту люстру и понимаю, что не смогу до нее допрыгнуть, как бы ни старался, – произнес Ильсур Метшин, глядя на потолок в зале ратуши. – Так же, пока не побывал в Швейцарии, я не верил в то, что МСЗ может быть абсолютно безопасным для населения. Там в 400 метрах от действующего завода по термической переработке мусора находится коттеджный поселок, а в 350 метрах – детский сад. Летом при температуре плюс 27 градусов я не почувствовал ни малейшего запаха и не увидел дыма, а то, что завод работает, понял только по тому, что с трудом разглядел в воздухе едва различимую глазом рефракцию. Я уже 15 лет являюсь мэром Казани и со всей ответственностью могу сказать, что если положить на одну чашу весов все, что я сделал за это время, а на другую – МСЗ, когда он будет построен, то они потянут одинаково. Тогда нам не нужно будет свозить мусор на Восточный полигон, бояться, что он загорится, мы навсегда избавимся от проблемы утилизации отходов.
Отвечая на вопрос журналистов о стремительно происходящей в Казани (и не только) цифровизации всего и вся, мэр рассказал, как в прошлом году побывал в столице ОАЭ Абу-Даби:
– Там девятиэтажное здание мэрии и в нем ни одного посетителя! Потому что все переведено в цифру. Я мечтаю о том, чтобы то же самое произошло и в Казани. В 2020 году мы добились того, что сократили время документооборота в 2,7 – 4 раза. Это очень много значит как для бизнеса, так и для граждан – им не нужно лишний раз ходить, к примеру, в управление архитектуры и градостроительства. Кроме того, если нет личного контакта с чиновниками, то и риск возникновения коррупционной ситуации сведен до минимума.
Закончил общение с журналистами Ильсур Метшин на лирической ноте:
– Вы не представляете, как я в буквальном смысле кайфовал во время самоизоляции. Выезжаешь – пустые улицы, солнышко, убираться не надо, чистота и дети целый день дома вместе с внуками. Столько фильмов по вечерам я никогда не смотрел! Никаких совещаний, никаких гостей приезжих. Правда, это было не так долго.
Фото metshin.ru