В то время как мир охватило движение бодипозитива, в Набережных Челнах проводили в последний путь 24-летнюю модель Ксению Шарипову, скончавшуюся от последствий истощения. По словам друзей девушки, она довела себя до такого состояния, стремясь к идеальному телу. «Вечерняя Казань» спросила у психиатра и директора модельного агентства, насколько распространена сейчас анорексия и прошла ли наконец опасная мода на худобу.
Информацией о смерти девушки-модели из Татарстана поделились в социальных сетях друзья Ксении. Они разместили на своих страничках ее фотографии с коротким рассказом о случившемся:
«В Набережных Челнах на днях не стало 24-летней Ксении Шариповой. Девушка работала моделью, активно путешествовала и соблюдала жуткие диеты. На этой почве стала страдать анорексией. Несколько лет лечения не помогли полностью излечиться от недуга. Ее состояние лишь стабилизировалось. Последствия от изнурительных диет подорвали ее здоровье, и ее сердце перестало биться в ночь на 27 мая».
Как выяснила «ВК», Ксения уехала из Челнов в Санкт-Петербург несколько лет назад, работала там в модельном агентстве. На ее странице в «Инстаграме» много снимков из разных уголков земного шара, куда она ездила по работе. На фотографиях девушка выглядит счастливой, но изможденной. Торчащие ребра, ноги-палочки…
По более старым фотографиям понятно, что резкий сброс веса произошел достаточно быстро, и вот уже вместо миловидной блондинки с экрана телефона устало улыбается как будто долго болеющий человек на 10 лет старше. Тем не менее девушка продолжала худеть дальше, изнуряя себя различными диетами и зачастую вообще отказываясь от пищи.
При этом каждое новое, все более «худое» фото модели собирало сотни лайков и восторженных комплиментов. Даже новость о смерти девушки вызвала неоднозначную реакцию. Наравне с соболезнованиями можно увидеть далеко не один комментарий о том, какой красивой была Ксюша благодаря своей худобе.
«Да ради такого невероятного тела не страшно и умереть. Она была нереально хороша собой, вот та внешность, к которой я стремлюсь!» – пишут в социальных сетях поклонницы модели.
– Нервная анорексия – это очень серьезное заболевание, нередко угрожающее жизни. Оно изменяет сознание человека, излечить его очень трудно. Ею чаще всего страдают девушки и юноши в возрасте от 13 до 25 лет, убежденные в собственном несовершенстве, – рассказала «ВК» психиатр Резеда Валиева, которая работает с пациентами, страдающими расстройствами пищевого поведения. – Причины анорексии до сих пор до конца не выяснены, мы можем говорить лишь о тех, что лежат на поверхности: в кино, в СМИ, в Интернете долгие годы насаждалась и продолжает насаждаться мода на худых, не имеющих ничего общего с реальными параметрами взрослых людей. Это якобы некий идеальный образ, к которому необходимо стремиться. Молодому человеку дается установка: для достижения целей тебе в первую очередь нужно похудеть.
По словам психиатра, в последнее время заболеваемость пищевыми расстройствами стала снижаться – молодые девушки все больше задумываются о своем физическом состоянии, их главным приоритетом становится не просто красивое тело, но еще и здоровое. Опять же по миру зашагал бодипозитив, разрывающий шаблоны.
С тем, что в моде на первое место выходит личность и индивидуальность, согласна и генеральный директор театра моды «Ильдан-Лик» Альбина Галиева. По ее словам, задача руководителей модельных школ – помочь девушкам раскрыть свое «я», поддерживать в них стремление вести здоровый образ жизни, а не убиваться опасными диетами в гонке за костями.
– Мы категорически против попыток полностью переделать свое тело опасными способами. Мы за здоровый образ жизни, правильное питание, а диеты не имеют с этим ничего общего. В нашей модельной школе учатся абсолютно разные девочки, каждая из них уникальна. Есть и модели плюс-сайз, также мы развиваем инклюзивное направление. В современном мире красива любая внешность, а болезненная худоба давно не в тренде, – заверила Галиева.
И все же печальный опыт Ксении Шариповой показывает, что новые тренды еще не завладели юными умами.
– Давление идет не только извне, нередко девочки с анорексией – это жертвы собственных родителей, парней, друзей. В прошлом их могли поддразнивать в школе за пухлые щечки или небольшой животик. В голове складывается ложная цепочка: «я буду хороша для всех, только если я буду худой». И это становится началом конца, – предупреждает доктор Валиева. – Ведь человек, страдающий анорексией, не осознает, что он болен. Для самого себя такое поведение он объясняет просто: у меня лишний вес, каждый прием пищи – шаг к полноте, поэтому нужно от него отказаться.
Специалисты подчеркивают: чем раньше болезнь будет диагностирована, тем больше шансов на положительный исход. Если на раннем этапе распознать анорексию не удалось, она переходит в более тяжелые формы, и тогда лечение проходит уже в психиатрическом стационаре, но даже оно может не помочь. Главная задача близких – не довести до этого и вовремя обратиться к психиатру, несмотря на возможные возражения худеющего.