Количество пенсионеров, которые не получили причитающуюся им накопительную часть пенсии, приближается к 2 млн. Проблема в недостаточном информировании граждан, устаревших базах данных, затрудненном обмене данными между ПФР и фондами и сложности процесса подачи заявления на назначение пенсии.
Несмотря на введение с 2022 года обязательного информирования со стороны ПФР о наступлении пенсионных оснований по накопительной пенсии, в ближайшее время ситуация кардинально не изменится.
По данным актуарных заключений за 2020 год по 15 крупнейшим НПФ, почти 2,1 млн лиц пенсионного возраста в прошлом году не обратились за выплатой накопительной пенсии или она им не была назначена. Годом ранее таких граждан было около 1,6 млн. Согласно отчетности фондов, больше всего таких лиц было в НПФ «Открытие» (605 тыс.), «Будущее» (почти 419 тыс.), «Газфонде Пенсионные накопления» (319 тыс.), НПФ Сбербанка (157,2 тыс.).
Из-за особенностей актуарного учета в это число вошли граждане, получившие единовременную выплату. Но, согласно оценкам собеседников “Ъ”, в 2020 году такие выплаты получили всего 200–400 тыс. человек. В результате количество граждан, полностью не получивших накопительную пенсию, можно оценить в 1,7–1,9 млн. Большей частью на счетах этих лиц незначительные суммы. «Средний размер пенсионного счета таких клиентов составляет 7–10 тыс. руб.»,— указывают в НПФ «Будущее». Согласно актуарной отчетности других крупных фондов средние счета составляют 5,5–10,4 тыс. руб.
В фондах считают, что основной причиной провала по назначению накопительной части пенсии является отсутствие системы информирования.
«Не все граждане знают, что пенсионные основания по накопительной пенсии наступают раньше оснований по страховой»,— отмечают гендиректора НПФ Сбербанка и «ВТБ пенсионный фонд» Александр Зарецкий и Лариса Горчаковская. «С 2019 года поэтапно увеличивается возраст выхода на страховую пенсию по старости, при этом возраст получения пенсионных накоплений не изменился»,— указывают в Минтруде.
Одна из причин недостаточности информирования — устаревшие базы данных. «В этом году мы планируем отправить порядка 50 тыс. сообщений клиентам»,— говорит господин Зарецкий, добавив, что не всегда информирование возможно из-за изменения личных телефонных номеров. По оценке руководителя проекта Pensopathology Евгения Биезбардиса, до адресата доходят сообщения лишь в 15% случаев. «Фонды получают вознаграждение, но при этом не выплачивают пенсии, они не могут найти клиентов, которые заключили с ними договор»,— возмущается заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгений Якушев.
Существует и проблема обмена информации между ПФР и НПФ. Информация об основаниях для назначения пенсий находится в ПФР, отмечает президент НАПФ Константин Угрюмов. «Без этой информации НПФ не может принять решение о назначении застрахованному лицу накопительной пенсии или единовременной выплаты»,— указывает он. Ранее ПФР был обязан сообщать гражданам о состоянии пенсионных счетов (так называемые «письма счастья»), но с 2013 года это требование отменили. При этом законодательство не требует от НПФ информировать клиентов о наступлении пенсионных оснований. «Необходимо изменить регуляторику в целях упрощения получения маленьких сумм из НПФ или переводить пенсионные накопления "потерявшихся" клиентов в ПФР»,— считает Евгений Якушев. Банк России не ответил на запрос “Ъ”.
Проблемой является и сложность процесса обращения за пенсией.
«В некоторых фондах есть опция обращения к ним через отделение банка-партнера, а также подачи заявления через личный кабинет»,— говорит Евгений Биезбардис. «Но зачастую людям надо ехать в другой город или отправлять нотариально заверенные документы по почте»,— продолжает он. Лишь с 2022 года ПФР будет обязан один раз в три года по достижении застрахованным лицом предпенсионного возраста извещать о суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты через портал госуслуг. Тем, кто на нем не зарегистрирован, за информацией придется по-прежнему идти в ПФР. В таких условиях сложно ждать изменения ситуации. «Понятно, что многие будущие и действующие пенсионеры не зарегистрированы на "Госуслугах"»,— указывает господин Биезбардис. Впрочем, за невостребованной накопительной пенсией можно обращаться в НПФ в любое время. «В случае обращения позднее приобретения права на пенсию человек ничего не теряет, более того, она продолжает увеличиваться за счет инвестдохода»,— комментируют в одном крупном фонде.
После выхода материала в ПФР заявили, что «проблем с обменом информацией между Пенсионным фондом России и НПФ нет». Частные фонды «могут делать запросы о праве своих клиентов на пенсию в любое время, даже без обращения со стороны граждан, и ПФР предоставляет через СМЭВ необходимую информацию по таким запросам».
Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»