Жилищные споры – особая тема. На какую подлость готовы даже родные люди ради квадратных метров, рассказали жители Набережных Челнов. А как быть спокойным за свое имущество, посоветовал адвокат.
«Когда уедешь из коттеджа?»
После гибели мужа в аварии Рамзия Сафина вырастила и дала образование двум дочерям. О своей личной жизни 47-летняя Рамзия и не мечтала, но в магазин, где она работала продавцом, часто наведывался мужчина. Разговорились, оказалось, что Ильдар – вдовец. Жена умерла от онкологии, а через год не стало и взрослого сына, который не успел жениться. Через полгода общения мужчина пригласил Рамзию в гости в небольшой уютный коттедж. Потихоньку завязались теплые отношения. Дочери не были против ее избранника.
– Решив жить вместе, мы провели никах, пригласили самых близких, – делится Рамзия. – Там я впервые познакомилась с сестрами Ильдара. Поняла сразу, не такого уровня жену они видели для брата-бизнесмена. С того дня я их больше не видела, но знала, что они общаются с мужем по телефону.
Женщина сдала свою квартиру, перевелась работать в сельский магазин. Гром грянул через три года: мужа парализовало. Жена за ним ухаживала сама. Свой бизнес он продал компаньону, деньги пошли на дорогое лечение. Золовки лишь звонили.
– В один из вечеров Ильдар попросил вызвать нотариуса и оформить дом на меня, – говорит Рамзия. – Я пыталась не торопиться, мол, это дурной знак, но он настоял.
Лишь на похоронах вдова увидела своих золовок. Спустя месяц они завели разговор о наследстве. Родня четко дала понять: «У тебя квартира в Челнах, когда уедешь из коттеджа?».
Рамзия молча показала завещание.
– Я услышала в свой адрес много неприятного, – говорит Рамзия Сафина.
Она по-прежнему живет в доме, золовки пытались судиться и доказать, что брат был невменяем при подписании завещания. Но суд оставил в силе последнее желание мужчины.
Из апартаментов – в малосемейку
68-летний Сергей Соколов из элитной квартиры переехал в съемную малосемейку. Уехал бы на любимую дачу, но от былой недвижимости остались лишь воспоминания.
Карьеру Сергей делал с молодости, из мастера вырос в хозяина строительного бизнеса. Женился на женщине с ребенком, потом родился общий сын. Мужчина никого из детей не выделял, когда стали взрослыми, помогал в бизнесе, поровну поделив сбережения. Старший удачно раскрутился, уехал в Москву, и проблем с ним не было. Младший остался в городе.
А потом супруги-пенсионеры попали в аварию, Сергей на ноги больше не встал: пришлось освоить инвалидную коляску. В поисках денег на сложные операции в московской клинике и реабилитацию продали дачу.
Когда отец лежал в больнице, младший сын попросил мать одолжить денег – спасать бизнес. Она срочно продала квартиру, которая была оформлена на нее, и деньги передала сыну. Он обещал все вернуть, но сгорел его бизнес, а вместе с ним и надежда, что муж не узнает о сделке за его спиной. Обращаться к старшему сыну было стыдно, женщина сняла на пенсию малосемейку, куда и привезла Сергея после выписки. Сейчас обзванивает знакомых и просит на лето приютить их на даче.
Не мог отказать маме
Яблоком раздора для молодых супругов Милены и Артура стала «однушка», купленная в ипотеку.
После регистрации молодые поселились в квартире свекрови. Начались разговоры про отдельное жилье. Свекровь предложила взять ипотеку, обещала помочь с погашением кредита.
– В то время я была беременная, попала в больницу, все финансовые вопросы решились без моего участия, – говорит Милена.
К рождению дочери папа Артур принес подарок жене – ключи от квартиры. Правда, она была оформлена на него. Почему?
– Он пояснил, что не смог отказать своей матери, которая внесла 500 тысяч рублей,– пояснила Милена. – Странная ситуация: семья, общее хозяйство, а у меня ничего нет. К сожалению, из-за постоянного вмешательства свекрови в нашу жизнь, ссор на пустом месте я подала заявление на развод. Муж сейчас вернулся к матери. Подруга предупредила, что непросто будет продать наше жилье.
Комментарий специалиста
Адвокат Сергей Русинов считает:
– Собственность – это овеществлённые деньги, которые всегда разобщают людей. Немало случаев, когда перед разводом муж переписывает квартиру на себя. Раздел происходит так: мужчине – имущество, женщине – дети. Порой суды длятся годами.
Какой выход? По словам нашего эксперта, в теме недвижимости не должно быть «неудобных» вопросов. Он отметил важный момент: все соглашения лучше не оставлять на словах, а заключать на бумаге. Надо договариваться заранее и заключать брачный договор.
Что касается обжалования наследства, то ухищрения бывают самые разные. Есть случаи, когда люди, чтобы претендовать на большую долю, предъявляют липовые расписки, подписанные задним числом. В этих случаях проводится почерковедческая экспертиза.