Пока вся страна обсуждает присвоение главе Газпрома миллиардеру Алексею Миллеру звание Героя Труда, в Казани простой работяга и отец троих детей борется с «дочкой» транснациональной энергетической компании за свои права. Проработав в ООО «Газпром трансгаз Казань» около пяти лет машинистом автокрана, мужчина выяснил, что в штатном расписании он числится обычным водителем и не имеет права на льготы, положенные крановщикам, кроме того, его могут в любой момент пересадить на «Газель», урезав зарплату, хотя законом это не предусмотрено.
Как рассказал «Вечерней Казани» 35-летний Ленар Хуснутдинов, в ООО «Газпром трансгаз Казань» он устроился в декабре 2015 года:
– При приеме меня сразу спросили, есть ли у меня действующее удостоверение машиниста автокрана, и я был уверен, что меня приняли именно на эту должность. Приказом закрепили за мной кран. А в 2018 году отправили меня на переобучение по профессии «машинист автомобильного крана и крана на спецшасси автомобильного типа». После обучения я получил новое удостоверение крановщика 8-го разряда. Правда, я обратил внимание на то, что в трудовом договоре моя должность называлась «водитель», но не придал этому значения, думал, что раз фактически выполняю работу машиниста автокрана, то я и есть крановщик.
В сентябре 2020 года, после того как Хуснутдинов отказался от командировок в выходные дни, у него возник конфликт с работодателем.
– У меня трое детей, один из них – инвалид, и выходные я хочу проводить с семьей, – объясняет Ленар. – Когда я начал возмущаться по поводу работы в выходные, меня взяли и просто пересадили с автокрана на «Газель», уменьшив зарплату примерно на 4 тысячи. Я написал заявление руководству с просьбой восстановить меня в должности машиниста автокрана, его проигнорировали. Тогда я обратился в трудовую инспекцию, прокуратуру Советского района и в райсуд, поскольку мои права нарушили. И не только мои: у них сейчас водители грузовых автомобилей, самосвалов значатся просто водителями. Думаю, Газпром специально так сделал, чтобы отобрать у людей надбавки, дополнительные отпуска и другие льготы. Но ведь фактически эти должности есть, их не может не быть, потому что есть механизмы, на которых работают люди. Газпром любит говорить про заботу о людях, а на деле где она, эта забота? Многие наши водители посчитали, что бодаться с Газпромом бесполезно, и уволились. А я решил бороться.
Прокуратура Советского района после проверки согласилась с доводами Ленара Хуснутдинова, что на предприятии «Газпром трансгаз Казань» нарушается трудовое законодательство и не соблюдаются профессиональные стандарты.
«ООО «Газпром трансгаз Казань» как организация, эксплуатирующая автомобильные краны, обязано включить в штатное расписание должность «машинист автокрана», – говорится в представлении прокуратуры.
В свою очередь Советский райсуд в июле прошлого года обязал OOO «Газпром трансгаз Казань» закрепить за Хуснутдиновым автокран и внести изменения в трудовой договор, заключив дополнительное соглашение с работником о совмещении профессий водителя и машиниста автокрана и назначении ему за это доплаты.
– Однако это решение весьма спорное. С одной стороны, суд признал, что работодатель нарушил законодательство, пересадив работника на другую машину и изменив его функционал. С другой стороны, обязал работодателя закрепить за работником должность «машинист автокрана» как дополнительную. Однако согласно Трудовому кодексу машинист автокрана может водить только автокран. То есть сначала как водитель он доставляет машину к месту работ, а затем управляет ей как оператор. Никакого другого совмещения, позволяющего вместе с автокраном водить «Газель», по закону быть не может, – объяснила корреспонденту «ВК» юрист, представляющая интересы Ленара Хуснутдинова, Татьяна Шакурова. – Поэтому мы будем подавать новый иск и добиваться от работодателя переименовать должность моего клиента в соответствии с законом и фактической трудовой функцией. В суде ответчик подтвердил, что мой клиент с самого начала работал машинистом автокрана. А когда суд попросил предъявить штатное расписание, они сначала принесли документ за 2008 год, где есть должности и водителя самосвала, и машиниста автокрана, и многие другие, а потом принесли действующее расписание, где все именуются просто «водитель».
– С весны 2021 года, когда началась судебная тяжба, мне не давали нормально работать, пытались привлечь к дисциплинарной ответственности, чтобы уволить, якобы я отказываюсь выполнять выезд на «Газели». Я обжаловал дисциплинарное взыскание, в итоге Верховный суд РТ его отменил, – рассказывает многодетный отец. – А с октября 2021-го меня вообще отстранили от работы без зарплаты под предлогом, что я якобы не прошел очередной инструктаж по охране труда на грузовых автомобилях. Отстранение также оспариваю сейчас в суде.
«Вечерняя Казань» обратилась в ООО «Газпром трансгаз Казань» с просьбой прокомментировать ситуацию с машинистом автокрана и его отстранением от работы, но там решили оставить ее без комментариев:
«Индивидуальный трудовой спор Общества с работником Хуснутдиновым Л.И. в настоящее время рассматривается судом, в установленном законодательством порядке. Появление в средствах массовой информации каких-либо сообщений по данному спору будет попыткой оказания давления на суд. В связи с этим считаем необходимым воздержаться от комментариев по данному вопросу».