Китайские чудеса в Казани. К саммиту БРИКС открыли уникальную выставку

Резные красные вазы, покрытые лаком в 100 и более слоев, бронзовую скульптуру 4 века из гуннского городища, мечи-амулеты из монет и еще массу уникальных вещей можно увидеть на межмузейной выставке «Китайские коллекции музеев России» в Казани.

Экспозиция открылась в рамках культурной программы Саммита БРИКС. На ней представлены вещи из Нацмузея Татарстана, Государственного музея искусства народов Востока, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Национального музея Бурятии, Кяхтинского краеведческий музей им. Академика В.А.Обручева, Хабаровского краевого музея им. Н.И.Гродекова.

Экспонаты затрагивают разные эпохи и разные сферы жизни. Некоторые выставлены впервые.

«Первый раз мы вывозим эту археологическая редкость, – рассказала о датированной четвертым веком бронзовой триаде Будд директор Национального музея Республики Бурятия Татьяна Бороноева. – Это предмет из гуннского городища, которое находится в 15 км от Улан-Удэ. В 4 веке это было один из крупнейших населенных пунктов империи гуннов. На территории этого гуннского городища жили три тысячи человек».

«У китайских императоров была традиция отмечать особо преданных, профессиональных чиновников, даря им красные лаковые вазы, – рассказал руководитель отдела специального хранения Нацмузея РТ Владислав Мухин. – Деревянные или керамические вазы покрывали лаком, смешанным с киноварью, в 100 и более слоев. И затем наносили на них резьбу с рисунками, символизирующими пожелания богатства, удачи».

Есть на выставке и великолепные изделия из камня. Чистым, гладким камням китайские камнерезы никогда предпочтение не отдавали – они всегда выбирали какой-то нестандартный камень, неровный, с рисунками. Природный рисунок камня, его природная неровность подсказывали мастеру сюжет будущей композиции.

Директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов сказал, что его музей привез в том числе и предметы, связанные с китайской чайной церемонией, ведь в Нижнем Новгороде заканчивался Великий чайный путь, и оттуда чай расходился по всему миру.

«Я такой уникальной выставки не помню. Это уникальность, помноженная на 5 000 лет», – отметил Юрий Филиппов, имея в виду, что Китай – одна из древнейших цивилизаций в мире. Её возраст может составлять пять тысяч лет. 

Экспозиция удивила и китайских журналистов, прибывших на саммит БРИКС в Казань. Один из корреспондентов признался, что многие из представленных предметов, в частности, картины, – для него открытие, они уникальны даже для Китая.  

Выставка работает в Нацмузее РТ до 3 февраля 2025 года.

 

Шкатулка и ваза. Империя Цин. XIX в. Дерево, красный лак, резьба по лаку. Из собрания Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Буддийская скульптура. Триада Будд. 441 год н.э. Бронза. Из собрания Национального музея Республики Бурятия.

© АиФ / Ольга Любимова

Директор Национального музея Республики Бурятия Татьяна Бороноева: «Многие экспонаты из нашего собрания мы демонстрируем впервые».

© АиФ / Ольга Любимова

Пресс для бумаги «Рука Будды» в виде пальцевидного лимона (в центре). Империя Цин. XVIII в. Нефрит, дерево, резьба по камню. Из собрания Госмузея искусства народов Востока.

© АиФ / Ольга Любимова

Букет цветов из камня. Империя Цин. XIX в. Нацмузей РТ.

© АиФ / Ольга Любимова

Пепельница из камня. Империя Цин. XIX в. Нацмузей РТ.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Старинная китайская игра маджонг.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

В маджонг можно сыграть на выставке.

© АиФ / Ольга Любимова

Декоративное панно с изображением петуха. Империя Цин. Г. Харбин. 1904 – 1905 годы. Атлас, шелковые нити, вышивка гладью.

© АиФ / Ольга Любимова

Петух. Империя Цин. XVII в. Перегородчатая эмаль. Из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея- заповедника.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Перед скульптурой Чже Цонкапы – тибетского религиозного деятеля, философа и проповедника, жившего в 1357–1419 годы.

© АиФ / Ольга Любимова

Чже Цонкапа Империя Цин. XVIII в. Бронза. Из собрания Национального музея Республики Бурятия.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Ваза со змеями. Империя Цин. XIX в. Горные породы. Резьба по камню. Нацмузей РТ.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Стоящий гусь и сосуд в виде фантастической птицы. Империя Мин XV – XVII в. Бронза.

© АиФ / Ольга Любимова

Меч-амулет из монет. Империя Цин. Конец XVII – начало XVIII в.

© АиФ / Ольга Любимова

Картина, вышитая на шелке. Пейзаж. Империя Цин. Конец XIX в.

© АиФ / Ольга Любимова

Фарфоровые вазы с надглазурными эмалями – популярный экспортный товар позднецинского Китая. Вторая половина XIX в.

© АиФ / Ольга Любимова

Директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов: «Я такой уникальной выставки не помню. Это уникальность, помноженная на 5 000 лет».

© АиФ / Ольга Любимова

Шкатулка и ваза. Империя Цин. XIX в. Дерево, красный лак, резьба по лаку. Из собрания Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Буддийская скульптура. Триада Будд. 441 год н.э. Бронза. Из собрания Национального музея Республики Бурятия.

© АиФ / Ольга Любимова

Директор Национального музея Республики Бурятия Татьяна Бороноева: «Многие экспонаты из нашего собрания мы демонстрируем впервые».

© АиФ / Ольга Любимова

Пресс для бумаги «Рука Будды» в виде пальцевидного лимона (в центре). Империя Цин. XVIII в. Нефрит, дерево, резьба по камню. Из собрания Госмузея искусства народов Востока.

© АиФ / Ольга Любимова

Букет цветов из камня. Империя Цин. XIX в. Нацмузей РТ.

© АиФ / Ольга Любимова

Пепельница из камня. Империя Цин. XIX в. Нацмузей РТ.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Старинная китайская игра маджонг.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

В маджонг можно сыграть на выставке.

© АиФ / Ольга Любимова

Декоративное панно с изображением петуха. Империя Цин. Г. Харбин. 1904 – 1905 годы. Атлас, шелковые нити, вышивка гладью.

© АиФ / Ольга Любимова

Петух. Империя Цин. XVII в. Перегородчатая эмаль. Из собрания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея- заповедника.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Перед скульптурой Чже Цонкапы – тибетского религиозного деятеля, философа и проповедника, жившего в 1357–1419 годы.

© АиФ / Ольга Любимова

Чже Цонкапа Империя Цин. XVIII в. Бронза. Из собрания Национального музея Республики Бурятия.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Ваза со змеями. Империя Цин. XIX в. Горные породы. Резьба по камню. Нацмузей РТ.

© Национальный музей Республики Татарстан / Мария Вандышева

Стоящий гусь и сосуд в виде фантастической птицы. Империя Мин XV – XVII в. Бронза.

© АиФ / Ольга Любимова

Меч-амулет из монет. Империя Цин. Конец XVII – начало XVIII в.

© АиФ / Ольга Любимова

Картина, вышитая на шелке. Пейзаж. Империя Цин. Конец XIX в.

© АиФ / Ольга Любимова

Фарфоровые вазы с надглазурными эмалями – популярный экспортный товар позднецинского Китая. Вторая половина XIX в.

© АиФ / Ольга Любимова

Директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрий Филиппов: «Я такой уникальной выставки не помню. Это уникальность, помноженная на 5 000 лет».

© АиФ / Ольга Любимова

КУЛЬТУРАвыставкисаммит БРИКС в КазаниКитайские коллекции музеев России

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment