«Положенца по Татарстану», который, по версии МВД по РТ, занимает высшее положение в преступной иерархии республики, арестовали вчера в Вахитовском райсуде Казани. «Что за статус такой – «положенец?» – удивился бывалый адвокат Александр Коган, который взялся защищать 59-летнего Сергея Нейдерова. Сам «положенец» по кличке Нейдер, которого, как выяснилось, привезли в суд из психбольницы, тоже не мог понять, в чем его обвиняют.
Напомним, вчера, накануне освобождения из колонии казанского вора в законе Ромы Сыча, МВД по РТ известило общественность, что 23 марта был задержан 59-летний неоднократно судимый житель Казани, на которого в 2015 году на сходке криминальных авторитетов с участием Романа Сычева возложили неформальный статус «положенца по Татарстану». «То есть фактически он занял высшую ступень в преступной иерархии республики», – пояснили для непонятливых в МВД.
Напомним, что в 2019 году с подачи президента Владимира Путина в УК РФ появилась новая статья – «занятие высшего положения в преступной иерархии», предусматривающая от 8 до 15 лет заключения.
«С момента назначения до момента задержания положенец обязывал всех лиц уголовно-преступной среды республики, имеющих более низкий криминальный статус, подчиняться его указаниям и распоряжениям. А именно, принимал меры по созданию устойчивых связей между самостоятельно действующими преступными группами и группировками. В целях контроля и координации их деятельности назначал «смотрящих» за условно разделенными районами и городами Татарстана, а также в исправительных учреждениях на территории республики из числа лиц, отбывающих наказание. Непосредственно участвовал в разрешении конфликтных ситуаций, искал легальные и нелегальные источники дохода, а также контролировал поступление денежных средств в неформальную воровскую казну «общак» и их распределение»,– сообщила пресс-служба МВД по РТ.
По данным полиции, в ходе обысков по месту жительства «положенца» было изъято две тетради с записями о поступлении и расходе денежных средств, собираемых в «общак», вещи и предметы с воровской символикой, предмет, похожий на пистолет Макарова, и патроны к нему, сим-карты, сотовые телефоны и денежные средства в российской и зарубежных валютах.
Доставленный вчера в зал суда Сергей Нейдеров, одетый в яркую спортивную куртку, не прятал лицо от камер, как это делают многие фигуранты уголовных дел, скорее прикрывал левую руку, которую «украшали» характерные татуировки в виде перстней.
Во время заседания часто казалось, что Нейдеров плохо понимает, что происходит вокруг. Он то переспрашивал у адвоката, что имел в виду судья, то отвечал невпопад, то беспомощно озирался вокруг, будто пытаясь что-то вспомнить…
В ответ на просьбу судьи рассказать о себе Нейдеров сообщил, что родился и живет в Казани, закончил 10 классов школы, женат, имеет нескольких взрослых детей. Официально трудоустроен механиком в менделеевском ООО «Спецстрой». Ранее неоднократно судим, последний срок получил в 1995 году, судимость уже давно погашена.
– На учете у нарколога, психиатра состоите? – задал стандартный вопрос судья Адель Галеев.
– Ну да, меня же от психиатра и забрали, я состою у него на учете, – ответил Нейдеров.
Позже адвокат Александр Коган уточнил, что его подзащитного фактически задержали в Республиканской психиатрической больнице на Сеченова, где он третью неделю проходил лечение. Из больницы Нейдерова доставили в отдел полиции, после чего МВД по РТ сообщило о его задержании, снабдив новость архивным видео, на котором Нейдер выглядит гораздо моложе, чем сейчас.
Следователь ГСУ МВД по РТ Александр Иванов заявил в суде, что уголовное дело в отношении Нейдерова было возбуждено 22 марта.
– В 2015 году в Казани на так называемой сходке с участием криминальных авторитетов, в том числе вора в законе Романа Сычева, Нейдерова назначили «положенцем» криминального мира, – озвучил он версию МВД, уточнив, что остальные участники той сходки остались неустановленными. – Действуя умышленно, Нейдеров обеспечивал и поддерживал устойчивые связи между разрозненными группировками в Казани. Также он назначал «смотрящих» за отдельными городами РТ и условными районами, на которые криминалитет поделил республику, а также за колониями.
Высказав подозрения, что обвиняемый в принадлежности к высшей преступной иерархии может скрыться, следователь Иванов попросил суд арестовать Нейдерова на два месяца, подчеркнув несколько раз, что иная мера пресечения в данном случае неприменима.
Когда самого Нейдерова попросили высказаться по поводу предъявленного ему обвинения, он опроверг, что его назначили «положенцем» во время сходки авторитетов. Якобы к нему просто подошли молодые группировщики и попросили выступать судьей в их конфликтах.
– Без всяких воров в законе, собралась уличная шпана, вот и весь сходняк. Сказали, Серый, ты же человек опытный, авторитетный, давай ты будешь следить за тем, чтобы у нас драк не было, бойни, ля-ля… – повествовал Нейдер. – А я что? Я сейчас готов только к спокойной семейной жизни. В моем возрасте, почти 60 лет, уже пора вести нормальную жизнь. Прошу суд оставить меня на свободе. Я оправдаю ваше доверие, если будет так.
Обвиняемый также пожаловался на серьезные проблемы со здоровьем, и не только психическим: «27 операций только на глаза сделал».
Его защитник, в свою очередь, возмутился, что к Нейдерову применили статью 210.1 УК РФ, которая обычно касается воров в законе.
– Что это за история со сходкой, участники которой остались неустановленными следствием? Кто вообще видел Нейдерова на ней? Как мог там быть так называемый Сыч в 2015 году, если он вроде бы в это время находился в местах лишения свободы? – ставил вопросы адвокат Коган. – И что за статусом таким – «положенец» – следствие наделило моего подзащитного? В каком законе у нас есть определение такого понятия? Вот понятие «вор в законе» четко определено в криминалистике, а что за новое звание такое вы присваиваете Нейдерову?..
Когда судья удалился в совещательную комнату, корреспондент «ВК» поинтересовалась у обвиняемого насчет вменяемого ему управления «общаком».
– Не имел я полномочий управлять общаком, я был, по сути, простым уличным судьей, – развел руками Нейдеров. – У меня три дочки взрослые, работающие. Мне интересно семьей заниматься, а не этим всем… Ну посадят меня на десять лет, на двадцать лет, выйду стариком восьмидесятилетним, если доживу. Зачем мне это надо?
В итоге суд удовлетворил ходатайство следствия об аресте и отправил обвиняемого в СИЗО до 22 мая.