Премьера красочного весёлого спектакля «Книга силы» состоялась в конце 2022 г. Сегодня этот мюзикл по мотивам сказок Тукая называют одной из самых удачных постановок в Казани. казанский ТЮЗ
Почему и дети, и взрослые по нескольку раз ходят на мюзикл «Книга силы» (6+) в Казанском ТЮЗе, можно ли с помощью театра победить свои страхи, и какие новые проекты готовит для подростков режиссёр Диана Сафарова, стало известно на встрече зрителей с создателями спектакля, посвящённой Всемирному дню театра.
Зрители считают, что авторам и актёрам удалось просто и понятно рассказать о важнейших для каждого вещах – как обрести настоящих друзей, крепкую семью. Фото: казанский ТЮЗ
Тукай в XXI веке
Премьера красочного весёлого спектакля состоялась в конце 2022 г. Сегодня этот мюзикл по мотивам сказок Тукая называют одной из самых удачных постановок в Казани. Спектакль создан с помощью мультипликации – актёры играют на фоне меняющихся картинок. Но необычность постановки не только в этом. Зрители считают, что авторам и актёрам удалось просто и понятно рассказать о важнейших для каждого вещах – как обрести настоящих друзей, крепкую семью.
Сказки из глубинки. Что посмотреть на родине Тукая?
Судьба главного героя – мальчика Карахмета напоминает историю жизни самого Тукая. Он тоже растёт в приёмной семье и на его долю тоже выпадает множество испытаний. Для Карахмета такими испытаниями становятся путешествия по сказкам – встречи с Шурале, Водяной (Су Анасы), Кисекбашем, другими героями Тукая. В конце спектакля парень меняется настолько, что впервые называет своего отчима отцом.
Тукай: мифы и факты. Сколько белых пятен в биографии великого поэта?
Имя Тукая в стенах Казанского ТЮЗа звучит не впервые. История здания, в котором находится театр, связана с судьбой великого татарского поэта. В 1908 г., этот особняк принадлежал Купеческому собранию, на его сцене Тукай в первый раз публично прочитал свою поэму «Сенной базар, или Новый Кисекбаш».
Конечно же, создать интересный спектакль по таким всем известным произведениям, как сказки Тукая, непросто. Решить эту задачу пригласили режиссёра, актрису. соучредителя фонда поддержки современного искусства «Живой город» Диану Сафарову. Именно она поставила первый в Казани иммерсивный спектакль «Анна Каренина» в особняке Демидова (бывший ЗАГС). Там нет ни сцены, ни зала с местами для зрителей. Зрители могут войти в любую комнату особняка, следуя за теми героями, кто их больше заинтересовал. Что же вдохновило режиссёра и её команду на создание мюзикла для детей?
«Читая сказки Тукая и на татарском и на русском языках, изучая его дневники, я поняла, что это абсолютно современный писатель, – отмечает Диана Сафарова. – Его произведения позволяют театру стать площадкой для размышления. На мой взгляд, театр должен быть местом диалога. Ты смотришь спектакль – у тебя возникает вопрос, и тебе на него отвечают, либо не отвечают, и после спектакля человек задаёт вопросы себе.
Сценарий мюзикла по сказкам Тукая мы писали вместе с драматургом Андреем Лысяковым. Название «Книга силы» – больше его идея. Сначала это было рабочее название мюзикла, а потом я решила, что спектакль должен называться именно так».
Палаццо в Татарской слободе. Вековая история дома Шамиля
«Меня вдохновил Татарстан, – признаётся автор мюзикла Андрей Лысяков. – Я фанат родного края. Здесь можно открыть любую книгу и «пропасть» в этом мире. Я убеждён, что на основе образа Шурале, например, можно постоянно создавать новые спектакли, с разными историями. На основе народного эпоса народов Татарстана можно делать фантастические вещи. Поставив мюзикл по сказкам Тукая на русском языке, мы делаем Татарстан и наш татарский код, татарский мон (гармонию, лиризм, мелодию. – Ред.) понятными нашим соседям, гостям».
В честь Всемирного дня театра в Казанском ТЮЗе устроили встречу зрителей с создателями спектакля «Книга силы» – Дианой Сафаровой, Андреем Лысяковым, Альбертом Махмутовым, а также с директором ТЮЗа Айгуль Горнышевой. Фото: РДДМ «Движение Первых» в Telegram
Восьмикласснице из казанской школы № 54 Саиде запомнилась фраза Карахмета «Страх, уходи. Я тебя не боюсь!». Она предложила авторам спектакля порассуждать о том, кто же главный антагонист Карахмета.
Создатели спектакля напомнили, что роль сказочного чудовища Дива и отчима мальчика играет один и тот же актёр. Фактически это один и тот же персонаж: «Все обиды для тебя сошлись в одном лице». Но отчим не относится плохо к Карахмету, просто хочет заставить его быть взрослее, делать что-нибудь полезное в семье.
Для Казани нова сама идея соединить в одной постановке мультипликацию и театральное искусство. Фото: казанский ТЮЗ
«На самом деле главный антагонист – всё нехорошее, что нужно преодолеть мальчику в процессе взросления, – говорит Андрей Лысяков. – Книга из развлечения превращается для него в источник мудрости. Становится средством, с помощью которого можно пересилить себя, все свои страхи, слабые стороны. Посмотреть в лицо тому, чего он боится – своей алчности, например, в случае с золотым гребешком Су Анасы, который он находит и решает забрать себе. Див – это собирательный образ его слабостей и страхов. Когда Карахмет говорит Диву «Я тебя не боюсь!», он побеждает свои слабости».
И дети, и взрослые по нескольку раз ходят на мюзикл «Книга силы» . Фото: РДДМ «Движение Первых» в Telegram
Не стремимся учить
Для Казани нова сама идея соединить в одной постановке мультипликацию и театральное искусство. Зрители интересовались, как она возникла.
«Мы выбрали такой формат, чтобы преподнести спектакль легко, просто, красиво, и чтобы ни в коем случае не нарушать татарские национальные традиции, донести до зрителя идеи Тукая, – рассказала режиссёр Диана Сафарова. – Ни в коем случае не стремимся никого ничему не учить, но хотим, чтобы зрители вынесли для себя из спектакля какие-то новые смыслы.
«Творить вместе». Как театр помогает раскрыться особенным детям
Я сама мама, у меня есть племянницы, младший брат, поэтому я хорошо понимаю, что сегодня привлекает подростков. Современному зрителю интересна быстро меняющая картинка. Так, есть ТВ-каналы, где кадр меняется каждые три секунды – независимо от того, интервью это или какая-то другая передача. Особенно хорошо воспринимают частоту сменяемости планов дети, они очень восприимчивы к анимации».
Чтобы мультимедийные проекции и живые актёры воспринимались как одно целое, костюмы героев сделаны так, что кажется, будто они тоже нарисованы, Художник по костюмам Наиля Рахматуллина постаралась, чтобы одежда героев не выбивалась из картинки на сцене. Это тоже помогает надолго удержать внимание ребёнка.
«Приказаний не переношу». Алексей Тихомиров о Шаляпине, Горьком и свободе
Работа над постановкой шла полгода. Креативный продюсер спектакля Альберт Махмутов одной из главных трудностей называет взаимодействие актёров с картинкой, на фоне которой им надо играть.
«Это «ступенька», о которую споткнулись все, – вспоминает продюсер. – Большую часть времени артисты репетировали без проекции и запоминали свои движения, потому что во время спектакля картинку за спиной они уже не смогут видеть. На первых репетицийях с проекцией самой большой ошибкой было то, что артисты начинали смотреть на проекцию и пытаться подстраиваться. Но это всё равно, что бежать за своей тенью. Её никогда не догонишь. Актёрам пришлось научиться просто продолжать двигаться, работать на сцене так, как будто находишься в темноте»
Сказать о том, что волнует
Кроме «Книги силы» у Дианы Сафаровой есть и другие проекты, в том числе и для подростков. Их запускает сейчас фонд «Живой город».
Инна Яркова о том, как оживить театральную жизнь Казани
По словам режиссёра, огромное внимание фонд уделяет «Театру горожан», который действует на театральной площадке MOÑ в Национальной библиотеке РТ. Это профессиональный театр с непрофессиональными актерами, которые становятся соавторами и участниками спектаклей. Жители города вместе с профессионалами создают истории, чтобы поднять вопросы, которые их волнуют. Например, в спектакле-игре «Децентрализация» зрители, став участниками постановки, могут придумать свою идеальную Казань.
На площадке MOÑ с участием учителей Казани поставлен спектакль «Педсовет». Он о том, какой видят школу ученики, что волнует родителей и преподавателей.
Инесса и её театр. Как девушка-колясочница из Казани меняет мир
«После этой работы нас пригласили на театральный фестиваль «В смысле?!» в Санкт-Петербурге, чтобы поставить такой спектакль в Северной столице и показать на сцене Александринского театра, – рассказала Диана Сафарова. – Елена Калаганова и Йолдыз Миннуллина поставили этот спектакль уже с местными учителями, ведь «Театр горожан» подразумевает, что в постановке участвуют жители именно того города, где идёт спектакль. Скоро в Санкт-Петербурге состоится премьера.
А ещё «Театр горожан» запускает сейчас проект по работе с подростками в деревнях районов Татарстана. Через неделю будет объявлен опен-колл (open-call – отборочный конкурс) на участие в проекте «Видимо-невидимо», где школьники из деревень республики смогут стать участниками эскизов спектаклей. Наша команда, в том числе режиссёры, художники, отправится в районы республики и будет там работать с подростками. Сначала пройдут мастер-классы, затем будут ставиться эскизы спектаклей. Публичные показы пройдут в районах, потом мы эти спектакли привезём для показа в Казань».
КСТАТИ
Встреча с авторами «Книги силы» в Казанском ТЮЗе состоялась в рамках федерального проекта «Классные встречи» Общероссийского движения детей и молодежи «Движение Первых».
Помощник раиса РТ и руководитель регионального «Движение первых» Тимур Сулейманов вручил благодарность директору Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышевой и создателям «Книги силы».
«Театр помогает нам видеть прекрасное в неприметном, ценить любовь, дружбу, доброту, – сказал Тимур Сулейманов. – Мы давно дружим, а новое движение детей и молодёжи поможет вывести эти отношения на новый уровень. Чтобы это была не только дружба, но и сотворчество».
Оцените материал