В представленном в национальной галерее «Хазинэ» проекте «Бестиарий» мы видим погибающий мир, в котором много химер и уродов – как вымышленных, так и реальных. Например, экспонаты, поданные как «произведения искусства», созданы реальными монстрами – приговоренными к пожизненному заключению в самой страшной тюрьме «Черный Дельфин» насильниками и убийцами. Корреспондент «Вечерней Казани» окунулась в атмосферу будущего планеты без человечества: там очень, очень страшно!
Конечно, к различным провокациям поклонникам современного искусства не привыкать, но на этот раз дух перехватывает от того, что это не единичное творческое высказывание, а массовое. Другой вопрос – вызовет ли ажиотаж этот концентрированный массовый эпатаж?
Едва шагнув в выставочное пространство, посетитель натыкается на холодильник, на полке которого лежит зеленого цвета голова Эйнштейна в окружении лампочек и пузырьков с неизвестным содержимым желтого цвета. Что имел в виду автор композиции: открытость миру или, наоборот, что ему пора «в заморозку»?
Тут же обратим внимание на видеоинсталляцию «Сумасшедший дом глазами мухи». В принципе, ничего особенного, если бы не подсказки (а они тут на каждом шагу). «…Фильм посвящен сопереживанию трагедиям людей, насильственно помещенных в психбольницы, таких, например, как Анатолий Москвин, Петр Павленский, и направлен против карательной психиатрии, – пишет автор Антон Батишев. – По сюжету муха телепортируется из очка сортира, вылетая из красочных фекалий, эту метафору я применил для того, чтобы показать надежду больных на хорошие анализы». Ого, думаю я про себя, оказывается, даже экскременты могут иметь политический подтекст!
Впрочем, таких подтекстов на выставке полным-полно, хотя названия работ говорят сами за себя: «Суперстар» (портреты Мэрилин Монро, юного Ленина на огромной картонной звезде), «Деструкция мечты» (оплывающая фигурка из парафина), «Сухой закон» («букет» торчащих из бутылок противогазов), «Камлание над Спасской башней» (видеоинсталляция), «В сети» (два черных манекена, опутанные лентой), «Кунсткамера. Охота на ведьм» (мухоморы, чьи-то головы, насекомые в банках для формалина), «Куклы мертвых», «Пожиратель снов», «Сущности» и так далее.
Приведу несколько цитат, сопровождающих экспонаты:
«Если мы не сможем пожертвовать необходимым ради спасения мира, то это сделает сильный искусственный интеллект» (скульптура «Жертва» (Sacrifice), напоминающая монстра из фильма «Чужой»);
«Я тоже был когда-то ежиком, но меня превратили в дурачка» («Памятник ежикам»);
«Человек и природа едины, пришло время снова вспомнить об этом» (стена «See» с изображением глаз морских и сухопутных животных).
Отметим, что выставка «Бестиарий» – это итог III Всероссийского форума «Арт-мастерская XXI», который проводится Творческим союзом художников России для поддержки и раскрытия потенциала молодых творцов. 80 человек в возрасте от 18 до 35 лет занимались самовыражением в шести мастерских под руководством авторитетных кураторов, среди которых сплошь действительные и почетные члены РАХ, теоретики искусства и известные практики.
Вот серия «Монстры» Юлии Кривозубовой. На первый взгляд, страшилки из сказок а-ля братья Гримм или из ночных кошмаров: безобидные чудища как будто бы даже улыбаются посреди леса и травы… Но автор предупреждает: «Мои девочки-монстры безжалостно просты, в них нет рефлексии, только сила и красота. В них нет жалости, только сила и красота». И вот уже смотришь на «страшил» другими глазами, слишком характеристика подходит некоторым людям.
В зале «Бестиарий эпохи постправды» зритель сначала недоуменно рассматривает «портрет» двух больших тараканов под названием «Вечность» (правильно, вымерли динозавры, вымрут люди, а тараканы – никогда!) и глазеет на фототриптих, на котором горят костры, а люди стоят в обнимку с насекомыми. Довершают картинку лопаты с красными черенками и красные же батоны, которые буквально валяются у посетителей под ногами. Честно говоря, вот этот образ отталкивает на подсознательном уровне, ведь кидать хлеб на землю в России всегда считается святотатством. Так что не зря редкие посетители галереи шепчутся: «Ироды, провокаторы, креста на них нет…» Ну а в соцсетях публика и вовсе не стесняется, ругая выставку на все лады: «Так должна выглядеть мусорная свалка XXI века!», «Шило выдается за мыло, это реально апокалипсис искусства», «А теперь модно, да, быть дураками и фриками, как европейцы? Все эти инсталляции – чушь собачья!».
Но самый шок – это композиция «Хлеб и Соль», составленная из четырех витрин в виде креста, а над ними возвышается буханка красного цвета. В этих витринах, словно в тюремных зонах, стоят десятки (всего их 70) человечков в черной робе. Арестанты разбавлены немногочисленными надзирателями в камуфляже. Каждая миниатюрка подписана: «Соль-Илецк». По замыслу создателей, это «Галактика ПЛС» (пожизненно лишенные свободы»)! Сомнения развеивает куратор мастерской Евгений Семенов: «Здесь представлены вещи, приобретенные в магазине, функционирующем при Соль-Илецкой колонии «Черный Дельфин», где отбывают наказание пожизненно лишенные свободы. Эти фигурки вылеплены из хлеба. Они держат кристаллы соли, добываемой во время работ на прииске».
«А зачем тащить на выставку работу убийц? Нам смотреть на них, как на творцов, что ли? Романтизировать безжалостных преступников – это возмутительно!» – вдруг прошипела над ухом дама преклонных лет. И знаете, как-то захотелось с ней согласиться…
А ведь мы еще не увидели «Объект F 60.8»! Представьте себе: белая ванна изнутри заполнена стальными иглами. Ничего нового, ведь объект создан с использованием широко и давно распространенного принципа художественной конфронтации, однако автор данной антитезы просвещает: «Код F 60.8 используется в международной классификации болезней как пассивно-агрессивное состояние личности». Интересно, все-таки для кого сотворен этот «шедевр»…
В общем, выставочный проект «Бестиарий» оставил ощущение эдакого хоррора, такой, понимаете, художественный триллер. Да и внутренний голос то и дело коварно нашептывал: «А это точно не выездная выставка из сумасшедшего дома?». Но, ущипнув себя, приходилось признать: скорее, манифест отчаяния, крик молодого поколения, которое противится самоубийству мира. Но потом мы с фотографом дошли до вертящегося на 360 градусов образа Спасителя, до триптиха в неоновых красках «Новые псеглавцы» (святой Христофор там держит сигарету), увидели «Патриотический проект. Звездные карты» (вертикальная витрина попросту забита черными мусорными мешками)… И поняли, что пора нам поскорее на свежий воздух.
Фото Павла ПЛАТОВА