(Город Казань KZN.RU, 5 августа). Сегодня в Исполкоме Казани прошла презентация концепции комплексного развития территории в районе улицы Портовой. О планах трансформации старой промзоны в благоустроенный и развитый район города собственникам объектов, а также архитектурному сообществу и потенциальным инвесторам рассказала главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. Это один из крупнейших градостроительных проектов за последние годы.
Планы по преобразованию промзоны: 9-километровая набережная, 30 га общественных пространств и причал для катеров
Содержание статьи:
Открывая совещание, Мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что Казань обладает уникальным богатством – фантастической красоты водными объектами. Однако на данной территории выход к воде «перекрыт» коммунально-складской территорией: складами, гаражами, подсобными помещениями. Пришло время это изменить. Согласно принятому Генплану Казани данная территория является одной из «точек роста». А принятый Президентом России Федеральный закон №373 создает предпосылки для комплексного освоения территорий в границах городов по инициативе органа местного самоуправления, что позволит городу принять решение по комплексной реновации этой площадки и побудить собственников участков к действию.
Как рассказала Ильсияр Тухватуллина, городская территория площадью 247 га на живописном берегу Волги с советских времен использовалась для складов, гаражей, подсобных помещений и отстойников для грузовых судов, а также базы элеватора. Сегодня здесь 146 собственников, большинство из которых сдают свои объекты в аренду, два бетонных завода. Ряд предприятий находится в нерабочем состоянии. Таким образом, прежнее функциональное назначение территории утратило свою актуальность.
О том, что территория у речного порта из депрессивной промзоны должна превратиться в точку роста Казани, в городской оазис с уникальными видами на Волгу, власти города заявили уже несколько лет назад. Именно поэтому в новом Генплане Казани это место включено в 123-многофункциональную зону развития, где запрещено строительство жилья без утвержденного проекта планировки, напомнила главный архитектор Казани. Среди основных подходов, отраженных в Концепции комплексного развития территории, – прозрачные, общие для всех собственников правила развития каждого земельного участка, сбалансированность по требованиям к этажности, озелененности и насыщенности социальными объектами и четкое понимание, какой в целом должна стать эта часть города в обозримом будущем.
Чтобы насытить эту территорию общественными и культурными функциями, здесь предполагается многофункциональная застройка преимущественно средней этажности в сочетании с высотными доминантами в ключевых градостроительных точках.
Вдоль всей береговой зоны планируется создание непрерывной благоустроенной набережной шириной 20 метров и длиной 9 км с артефактами, напоминающими об истории этого места. В частности, предусмотрено сохранение старых башенных кранов по периметру береговой линии и кораблей в гавани, переоборудованных под музеи, кафе и другие общественные функции.
Здесь появится и настоящая стоянка для маломерных судов, так называемая марина. К слову, функционал пассажирских перевозок проект реновации не затронет: здание речного порта находится чуть выше.
Помещение элеватора, утратившее статус стратегического объекта, будет трансформировано под общественные нужды: как вариант, здесь может появиться молодежный центр. Среди других интересных будущих объектов – конгресс-холл, центр урбанистики, центр мусульманской культуры и пешеходный мост между береговыми косами как раз на повороте Волги: он, кстати, отражен и в новом Генплане города. К проектированию наиболее знаковых объектов планируется подключить известные архитектурные бюро путем проведения всероссийских и международных конкурсов.
Наряду с общественными зданиями на территории появится жилая застройка – порядка 1 млн квадратных метров, а также две новые большие школы на 2 тысячи мест и новые детсады. Для повышения пешеходной и транспортной связанности территории проектом предусмотрено строительство почти 5 км новых и модернизация более 9 км существующих дорог с современными транспортными, велосипедными и пешеходными городскими связями.
Особое внимание будет уделено качеству отделочных материалов, благоустройству и озеленению. В концепции подчеркивается, что необходимо сохранить аутентичность района, национальное своеобразие нашей культуры, в том числе на уровне фасадных и даже объемно-пространственных решений.
«Мы будем разговаривать с каждым собственником и искать общие решения»
«Для нас это настоящая территория мечты, где совместными усилиями мы сможем создать то, что будет гордостью и радостью для жителей Казани на следующие десятилетия», – сказал Мэр Ильсур Метшин.
В ходе работы над концепцией комплексного развития территории речпорта, по его мнению, необходимо учитывать лучший опыт зарубежных городов. «Нам нужно решить массу вопросов, которые предопределят развитие Казани на столетия вперед, – сказал он. – Мы подошли к этой работе не с пустым багажом: мы многого достигли в развитии города. Но также во многих вопросах, которые сегодня стоят перед нами, решения уже существуют – велосипед изобретен до нас. Надо без стеснений использовать опыт лучших специалистов мира, которые уже прошли эту дорогу. Другое дело, что во всем должна использоваться наша айдентика, национальная узнаваемость, чтобы сразу было ясно, что это не Амстердам, а Казань».
«Любую, даже самую сложную дорогу начинают с первого шага – и мы этот шаг сделали»
Ильсур Метшин
Мэр Казани
Представленная концепция будет обсуждаться с представителями профессионального сообщества и с собственниками земельных участков, добавил глава города. «Вопросов и споров будет много, но это позволит нам найти самые лучшие решения, – сказал он. – Любую, даже самую сложную дорогу начинают с первого шага – и мы этот шаг сделали».
Обсуждение концепции будет проходить еженедельно в режиме рабочего штаба, сказал Мэр. «Мы будем разговаривать с каждым собственником, будем собираться и искать общие решения», – подытожил И.Метшин.
В совещании приняли участие заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, председатель правления Общественной организации «Союз архитекторов РТ» Владимир Кудряшев, гендиректор ООО «Производственно-строительное объединение «Казань» Равиль Зиганшин, ректор КГАСУ Рашит Низамов, депутат Госсовета РТ, председатель Совета директоров АО «Ядран-Ойл» Ирек Салихов, директор Группы компаний «СМУ-88» Илья Вольфсон, гендиректор АО УК Унистрой Радик Салимгараев, архитекторы Элина Сафарова, Олег Маклаков и другие.