Уголовное наказание со штрафом в сотни тысяч рублей грозит казанцу, который провел обрезку четырех аварийных тополей на своем дачном участке. Все серьезно: гражданин находится под подпиской о невыезде, дело готовится к передаче в суд. Причиной уголовного преследования дачника стало то, что его владения оказались в черте недавно образованной особо охраняемой природной территории «Волжские просторы». И теперь, прежде чем замахнуться топором или бензопилой на любое здешнее дерево, надо испросить разрешения в Госкомитете РТ по биоресурсам. Сам обвиняемый в нанесении ущерба природе заверил «Вечернюю Казань», что знать не знал о том, что старые тополя, которые сажал его отец, вдруг оказались под бдительной охраной государства: «К тому же я ведь их не уничтожил, они живы-здоровы, пустили молодые ветки!».
Фабула «преступления века», совершенного на волжском острове Аленка, где расположено одноименное СНТ, такова. 9 июня прошлого года владелец одного из здешних участков Виктор Кузин пригласил рабочих, чтобы они обрезали четыре аварийных тополя. Казалось бы рядовая ситуация быстро приняла криминальный характер. Сотрудники природного заказника регионального значения «Волжские просторы» застукали рабочих во время обрезки деревьев. На место были вызваны полицейские, в итоге действия владельца участка квалифицировали как уголовно наказуемые и привлекли его к ответственности по ч. 2 ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан».
Оказалось, сыр-бор разгорелся из-за того, что в январе 2020 года упомянутый остров, как и другие острова, расположенные в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Лаишевском районах и Казани, вошел в государственный природный заказник регионального значения «Волжские просторы» общей площадью 29076 га. Задача при создании особо охраняемой территории была в том, чтобы защитить природную зону от антропогенной нагрузки, ведь на 36 обитаемых островах заказника находятся более 2000 дачных строений, за год острова посещают около 40 тысяч человек. Статус ООПТ наложил на действия островитян множественные ограничения: им нельзя возводить капитальные объекты, строить причалы, уничтожать старые и дуплистые деревья, запрещена и санитарная обрезка.
Но Виктор Кузин божится, что ничего не знал о новом статусе острова, на котором его семья с 1978 года владеет участком в четыре сотки.
– Никто нам об этом не говорил, никаких информационных аншлагов о создании ООПТ и новых правилах жизни не было. Уже почти год моя семья на нервах из-за этого уголовного дела. С работой проблемы возникли из-за подписки о невыезде, – посетовал мужчина в разговоре с корреспондентом «ВК». – Пугают сейчас, что мне придется платить штраф не меньше 300 тысяч, а сам ущерб оценили в 50-кратном размере – в 76 тысяч! Как будто я реликтовые кедры погубил. А я ведь и не уничтожал деревья. Омолаживающую обрезку заказал из-за сообщения МЧС о надвигающемся урагане. Тополя эти 43 года назад сажал мой отец, теперь они стали опасными. У нас из-за штормовых ветров по всему острову деревья постоянно падают. А у меня ребенок маленький, вдруг дерево на коляску свалится? Моя дача на первой линии, тополя спасают берег от размывания. Корни у них давно торчат наружу, а стволы гниют от воды. Вот я их и укоротил в целях безопасности. Уже через два месяца после обрезки тополя пустили молодые ветки. Административное наказание за такое «преступление» еще куда ни шло, но уголовное!
Тем не менее в Госкомитете РТ по биоресурсам считают, что дачник заслуживает самого сурового наказания, а незнание закона не освобождает от ответственности.
«На территории Татарстана находятся 147 ООПТ, правила поведения на них едины для всех, – Статья 260 УК РФ предусматривает, что незаконная рубка и повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к ним деревьев, кустарников, лиан наказываются штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей», – сообщили в пресс-службе госкомитета в ответ на запрос «Вечерней Казани».
– Гражданин Кузин злостно нарушил охранный режим, – пояснил «ВК» сотрудник отдела административной и судебной практики Госкомитета РТ по биоресурсам Виталий Давлетшин. – Прежде чем начать рубку, он обязан был обратиться с заявлением в наш комитет, но не сделал этого, поэтому привлечен к ответственности.
– Всю жизнь я защищаю зеленые насаждения, но в данной ситуации мне хочется защитить человека, – прокомментировала «ВК» прецедентное уголовное дело дендролог, старший научный сотрудник кафедры природообустройства и водопользования КФУ Галина Юпина. – Следователь по данному делу опрашивал меня как специалиста. Я выезжала на место, определила, что тополям больше 40 лет, это подходящий возраст для омолаживающей рубки. Деревья растут буквально у порога домика Кузина, они были очень большими, при этом их стволы подолгу находились в воде. В подобных условиях тополь сильно вытягивается в рост, его ствол становится тонким, древесина гниет. В итоге стволы обламываются и падают, на острове Аленка, который постоянно затапливает, такими деревьями завален весь берег. Обрезка в данном случае была абсолютно оправданна и сделана по правилам: стволы укоротили до 6 – 7 метров. Такое дерево становится лишь крепче и уже не упадет. Думаю, что при создании OOПТ не приняли во внимание факт, что во многих из этих мест люди уже несколько десятков лет ведут хозяйственную деятельность.