11-классник Никита Перов из Казани (на фото второй слева) завоевал золотую медаль на международном состязании по химии(vk.com/chemistryofmsu) / Юлия Чернова, химический факультет МГУ / Пресс-служба
На 54-й Международной олимпиаде по химии золотую медаль завоевал 11-классник казанского лицея №131 Никита Перов. С победой его поздравил в телеграммой Президент РФ Владимир Путин. Интервью с наставником школьника, педагогом дополнительного образования лицея, аспирантом Химического института КФУ Булатом Курамшиным, а также впечатления самого лицеиста-чемпиона, – в «АиФ-Казань».
Спортивная злость хорошо мотивирует
«АиФ-Казань», Венера Вольская: Булат Камилевич, вы сами, учась в школе, трижды становились победителем Всероссийской олимпиады, стали золотым медалистом 48 Международной олимпиаде и два раза получали золото Международной Менделеевской олимпиады. Откуда взялся интерес именно к этому предмету?
Булат Курамшин: Мой дед был химиком, и семейный «ориентир» был на химию. А в 131-м лицее Казани, где я учился, работает замечательный учитель – Эльфия Рустямовна Сафонова. Она умеет вовлекать и готовит выдающиеся кадры.
Вообще, у школьного образования Казани исторически уклон в химию, у нас работают хорошие школы и лицеи: имени Лобачевского, ИТ-лицей, лицей №2, 19-я гимназия и другие. В целом в науке ещё много неизведанного,особенно в физике, биологии. Химия же одна из «разведанных» областей знаний, то есть таких прорывов, как квантовая теория, здесь в ближайшее время не ожидается. Но Нобелевские премии химикам вручаются, значит, вопросов, которые требуют ответа, достаточно.
– При переходе в 131 лицей в 8 классе вы начали с троек по химии, а на городской олимпиаде были лишь в двадцатке. Благодаря чему сделали потом рывок?
– Да, поступая в лицей, я думал, что высокие требования лишь по двум профильным предметам – физике и математике. Поэтому тройка, а потом четвёрка за первые контрольные меня удивили. Я хотел, чтобы были пятёрки, и начал заниматься, а потом уже увлёкся. Так что спортивная злость хорошо мотивирует. Соперники тоже отличный допинг, хорошо помогают бежать быстрее и не останавливаться на передышки надолго. Они у меня всегда были сильные.
Ну и конечно, наставники. У меня были замечательные опытные тренеры. Вообще победа любого чемпиона – это вклад целой команды специалистов. В случае Никиты это тоже так.
– Штудировать тома можно по-разному, так что кому-то это поможет, а кому-то нет. Из вашего опыта участия в олимпиадах – как надо читать и решать задачи, чтобы победить?
– Да, приходилось усваивать огромные объемы материала. Иногда неделями сидел над одними и теми же вопросами, потому что ответы порой противоречили друг другу. Именно углубление в сложные вопросы и помогает потом. Поэтому свои пробелы в знаниях не надо игнорировать, наоборот.
Кликни и прояви себя. Шестиклассник создал сайт, чтобы раскрыть таланты
Россия традиционно на первых местах
– Нашу страну на Международной олимпиаде по химии-2022 представляли 4 школьника – из Казани, Москвы и Саранска. А кто был главным соперником российской команды?
– Китай. Все четверо наших школьников завоевали золотые медали, но и у этой страны столько же. В целом же по командному зачёту Россия по химии и математике традиционно на первом-втором местах.
– Вы учите олимпиадников уже не первый год. Что объединяет чемпионов?
— В первую очередь – это большая работоспособность и усидчивость. Важно, и где учишься, и, повторюсь, кто наставник.131 лицей – одна из лучших школ Татарстана по баллам ЕГЭ, если не лучшая, здесь хорошая подготовка по математике и физике. Выстроена неплохая система подготовки, которая периодически выдаёт результат на олимпиадах. Теперь нужно добиться, чтобы они были каждый год.
— Чем-то выделялся обладатель «международной» золотой медали нынешнего года Никита Перов?
— Увлечённостью, без этого никак. У него определенно есть математическое дарование, а ещё он хорошо усваивает знания технического характера, физику, это тоже важно для химика. С 9 класса он ходит в химический городской кружок, это занятия три – четыре раза в неделю. Кстати, у нас с Никитой тройка основных преподавателей ( по физике, химии и математике), которые учили меня в лицее и учат сейчас его, совпадает.
Математик на миллион. Один из лучших учителей мира – о доверии и критике
– Почему победители олимпиад – в основном мальчишки?
–Может быть, дух соперничества больше? Не берусь судить в этом вопросе. А тренеры чемпионов – это и мужчины, и женщины. Школьные же учителя, с которых всё начинается — это почти всегда женщины.
–Многие победители олимпиад уезжают из города, пользуясь возможностью выбрать вуз. Что нужно сделать, чтобы удержать их в Казани?
–Удерживать не надо, надо привлечь. Но уже сейчас наш Химический институт КФУ вполне привлекателен для построения научной карьеры. Он ориентирован на фундаментальную науку. Я ведь и сам остался в Казани,выбрав КФУ за перспективность, оснащённость.Занимаюсь неорганической химией, планирую защищать кандидатскую диссертацию.
– Кому вообще стоит идти в учёные?
– Мое мнение, это надо делать, если есть очень большой интерес к науке, если что-то чрезвычайно интересно, увлекательно и есть привычка к рутинному труду. Здесь результат достигается за многие годы кропотливого труда. Что касается материального, есть система грантов и научных ставок, и в целом вопрос выживания не стоит.
ДОСЬЕ
Булат Курамшин. Родился в Казани. Увлечения – баскетбол, книги по истории и философии. В субботнем расписании – игры в волейбол всем химическим кружком. Играет на фортепьяно.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Никита Перов занимается в городском химическом кружке с 9 класса. Фото: Пресс-служба / Юлия Чернова, химический факультет МГУ
Никита Перов, 11-классник лицея №131 Казани, обладатель золотой медали международной Олимпиады по химии-2022:
«В этом году Олимпиада проводилась онлайн, организатором был Китай. Официально она длилась несколько дней, но собственно на решение задач отводилось часов пять, остальное время заняли разнообразные активности.
Олимпиада проходила в одной из московских учебных центров, присутствовал профессор МГУ. Нам выделили аудиторию с 4 партами, там мы под камерами решали свои задания.
Задания оказались довольно простые, даже немного жаль, потому что наша сборная хорошо подготовлена к сложным задачам. У нас в ходу поговорка: «Когда у всех всё плохо, значит, всё хорошо». Напоминало школьные задачки. Похожие задания про превращение хрома можно встретить даже в ЕГЭ. Были вопросы по физической химии, органическому синтезу, а по «зелёной химии» – про конверсию углекислого газа (как его утилизировать).
Химия – она интересная, даже весёлая. Вот для больших успехов в математике нужна фантазия, у меня, мне кажется, её нет в той мере, что нужно. Самое главное, что мне помогло увлечься – это потрясающий городской кружок. И в лицее тоже есть кружок по химии.
Говорят, чтобы в семье вырос олимпиадник, родители должны бросить работу и заниматься развитием ребенка. В моем случае это не так. Мама всегда работала, я учился. И с репетиторами не занимался, только английским одно время, чтобы его подтянуть.
Как потратить 1 млн руб, который должны выдать за победу, я пока не решил. Оставлю до лучших времён. Еще один бонус за победу на всероссийских олимпиадах – возможность поступить в любой вуз России. Но я пока не решил, я перешёл в 11 класс, и ещё есть год. Наверное, буду выбирать между Казанским университетом и Московским».
Оцените материал