Мэр Казани Ильсур Метшин провел совещание по доступной среде в школе №86, где открыт ресурсный класс.
(Город Казань KZN.RU, 15 декабря, Алина Бережная). Школам Казани окажут грантовую поддержку для развития инклюзивного образования. На выигранные средства общеобразовательные учреждения смогут купить необходимые материалы и оборудование для обучения детей с особенностями развития. Кроме того, в городе разработан новый telegram-бот, с помощью которого люди с ограниченными возможностями здоровья могут узнать о наличии доступной среды на том или ином объекте. Эти и другие меры поддержки людей с ОВЗ обсудили сегодня на совещании, которое провел Мэр Казани Ильсур Метшин.
В обсуждении, которое прошло в школе №86 Советского района, приняли участие руководитель Исполкома Рустем Гафаров, его заместитель Гузель Сагитова, начальник Управления образования Ирек Ризванов, советник Мэра Казани по цифровизации Максим Булатов, директор АНО «Добрая Казань» Татьяна Мерзлякова, главы районных администраций и другие.
Гранты для инклюзивного образования
Содержание статьи:
Казанские школы смогут получить грант для развития инклюзивного образования. У общеобразовательных учреждений появится возможность приобрести все необходимое для обучения детей с особенностями здоровья: учебники, оборудование и другое. «Важно, чтобы о грантах знали директора школ, тогда будет много желающих внедрить в учебных заведениях инклюзивное образование», – подчеркнул Ильсур Метшин.
Глава города отметил, что инклюзивное образование в учебных заведениях Казани начало развиваться только пять лет назад, однако за короткий срок уже есть положительные результаты – более 1700 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со сверстниками получают образование в школах. «Надо признать, что в этом мы отстаем от Запада, но нам есть у кого перенимать опыт. Уже порядка 2 тыс. детей вовлечены в учебный процесс, эту работу нужно продолжать, – подчеркнул Мэр. – Количество школ и детских садов с инклюзией растет, при этом все новые типовые общеобразовательные и дошкольные учреждения должны строиться с учетом доступной среды».
Сейчас в Казани по инклюзивной системе работают 45 школ города, в них обучаются дети с нарушением интеллекта, речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, сообщил начальник Управления образования Ирек Ризванов. Так, в этом году школа №156 стала победителем в специальной номинации «Лучшая система специальных условий для обучающихся с ОВЗ» VIII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
Вместе с тем для детей с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития и синдромом Дауна в школах открываются ресурсные классы, они уже созданы в школах №1, №86 и №97.
Как проходит обучение в таких классах, сегодня увидел и Мэр Казани. Перед началом совещания он посетил ресурсный класс школы №86, который создан на грант ПАО «Татнефть». В классе обучаются 7 ребят с расстройством аутистического спектра. У каждого ребенка есть свой тьютор, с детьми занимаются также дефектолог, психолог и логопед. «Дети получают образование как индивидуально, так и в групповой форме. Каждый ученик сидит за своей партой, она закрыта с двух сторон, это сделано для того, чтобы ребенок не отвлекался от учебы», – рассказала координатор инклюзивных площадок МГО «Просто другие» Светлана Сафиуллина. Для ребят разработана специальная адаптивная программа обучения. Рядом находится сенсорный класс, где ребята могут расслабиться, посмотреть мультфильмы или поиграть в бассейне. «Обучение в ресурсных классах показывает свою эффективность, оно помогает детям адаптироваться к учебе в обычных классах. Практика показывает, что 40% детей, которые обучались в ресурсных классах, уже ко второй четверти попадают в обычные классы», – рассказала Светлана Сафиуллина.
«Таких площадок в городе должно быть несколько, это тот опыт, который необходимо транслировать», – уверен глава города.
Тьюторы примут участие в ежегодном городском конкурсе «Учитель года»
Вузы и колледжи еще на этапе обучения должны готовить тьюторов для работы с особенными детьми. А в городском конкурсе «Учитель года» по предложению Ильсура Метшина появится новая номинация – «Учитель-тьютор». «Нам важны кадры. Быть хорошим предметником, знать предмет мало, должны быть специалисты в школах, которые умеют работать с особенными детьми», – подчеркнул Ильсур Метшин. Он поручил Исполкому города проработать этот вопрос совместно с Управлением образования и вузами. «Нужно оценить потребность в кадрах, посчитать детей, которые нуждаются в тьюторах, – отметил Мэр. – Необходимо работать с молодежью, чтобы у студентов была отдельная программа подготовки». Глава города предложил ввести номинацию «Учитель-тьютор» в конкурсе «Учитель года». «Надеюсь, нас потом подхватят на республиканском и федеральном уровнях конкурса», – выразил надежду глава города.
За последние два года в Казани 778 педагогов и 78 воспитателей прошли специальное обучение для работы с особенными детьми, а 287 окончили курсы переподготовки, сообщил И.Ризванов. Также Управление образования города совместно с АНО «Особые дети. Татарстан» организовало серию тренингов для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в 45 базовых школах. «Учителя пройдут тренинги по формированию у обучающихся толерантного отношения к сверстникам с особенностями развития, узнают о способах взаимодействия с ними и формировании эмпатии», – рассказал Ирек Ризванов.
Глава города подчеркнул, что воспитывать в детях толерантное отношение к людям с ОВЗ нужно с детства. «Важно, чтобы дети, которые не имеют проблем со здоровьем, поддерживали тех, кто в этом нуждается. Это зрелость общества, показатель развития города в целом», – считает Ильсур Метшин.
Модернизация сайта «Добрая Казань»
На сайте «Добрая Казань» появятся разделы, связанные с оказанием услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. «Это должен быть единый ресурс со всей необходимой информацией о кружках, секциях, мероприятиях, инклюзивном образовании и многом другом», – дал поручение Мэр.
Глава города подчеркнул, что перед городским социальным проектом «Добрая Казань» стоят новые задачи. «Сначала в «Доброй Казани» мы сосредоточили внимание на коммуникации с благотворительными организациями, сейчас необходимо расширить работу, активнее работать с благополучателями», – отметил И.Метшин.
Вместе с тем «Добрая Казань» продолжает активно развивать благотворительные проекты. В начале следующего года в парке «Черное озеро» пройдет благотворительная акция «Добрый каток». Все собранные средства за вход на каток будут направлены в благотворительные фонды. Всех желающих ждут мастер-классы от профессиональных фигуристов и хоккеистов.
Масштабный форум «Добрая Казань» пройдет в феврале следующего года. Директор АНО «Добрая Казань» Татьяна Мерзлякова напомнила, что последние два года из-за пандемии форум проходил в режиме онлайн. «На форуме мы вместе с некоммерческим сектором обсудим новые проекты, а также проблемы, с которыми они могут столкнуться при их реализации», – сообщила Татьяна Мерзлякова.
С сентября в Казани реализуется проект «Социальная няня». Мамы, которые одни воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, могут воспользоваться услугой социальной няни, чтобы выкроить хотя бы пару часов для себя. 74 семьи уже получают такую помощь, отметила директор АНО «Добрая Казань».
Telegram-бот по доступной среде
В Казани разработали telegram-бот, позволяющий людям с ограниченными возможностями здоровья узнать о наличии доступной среды на том или ином объекте. Они могут выбрать нужный им район и ознакомиться с условиями, созданными на объекте, например, узнать о наличии пандусов, лифта, кнопки вызова персонала. По словам советника Мэра Казани по цифровизации Максима Булатова, ресурс будет постепенно пополняться новыми объектами.
Напомним, ранее в городе заработал telegram-бот «Доступная Казань», с помощью которого можно сообщить о труднодоступных для людей с ОВЗ местах.
Параллельно продолжается работа над созданием карты доступности. На ней разными цветами будут отмечены объекты в зависимости от качества организации доступной среды. Таким образом карта доступности поможет людям с ограниченными возможностями здоровья заранее подготовиться к посещению того или иного учреждения. По поручению Мэра Казани районные администрации вместе со специалистами по доступной среде обошли социальные объекты, порядка 4 тыс. коммерческих объектов и объектов жилого фонда.
По словам глав администраций районов, в новостройках в отличие от старого жилого фонда реже встречаются нарушения. «Где-то невозможно исправить недочеты, но в новых домах, детских садах, школах, дворах и других объектах должны соблюдаться все требования доступной среды», – подчеркнул Ильсур Метшин.
Среди наиболее распространенных ошибок в новостройках были названы отсутствие яркой маркировки на входных группах, тактильных указателей, инструкций по пользованию лифтами и пандусами. Глава администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Фанис Нурмухаметов отметил, что эти замечания предстоит устранять управляющим компаниям.
В числе проблемных вопросов главы отметили и завышенные бордюры на ряде маршрутов. Эту проблему будут решать в ходе капитального ремонта улично-дорожной сети.
Глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Марат Закиров в свою очередь рассказал, что выполнение требований по доступности коммерческих объектов усложняет часто меняющаяся нормативная база, на что указывают предприниматели. Бизнес-сообщество, по его словам, прислушивается к замечаниям по доступной среде, и некоторые уже устранили. Ильсур Метшин согласился, что требования к доступной среде должны быть четкими, поручил проработать этот момент с Министерством соцзащиты.