Дело мошенников, которые увели крупные суммы из татарстанского «Ак Барс» банка и московского «Реалист Банка», начали рассматривать сегодня в Ново-Савиновском райсуде. Схема хищений была на удивление проста. Аферисты звонили кассирам-операционистам, представлялись сотрудниками службы безопасности и предлагали сделать «тест на проводку», перечислив несколько миллионов рублей на названный ими счет. В итоге из Кукморского допофиса АББ таким образом утекло 4 млн рублей, которые теперь выплачивает незадачливая кассирша, из московского банка – 5 млн.
На скамье подсудимых по этому делу оказались двое жителей Подмосковья – 28-летний Дмитрий Семин и 34-летний Сергей Лапин, а также 33-летний житель Ленинградской области Алексей Харитонов. Троице предъявлено обвинение в двух эпизодах особо крупного мошенничества, совершенного в составе организованной преступной группы.
Как следует из обвинительного заключения, оглашенного помощником прокурора Ново-Савиновского района Азалией Гильмановой, лидером созданной летом прошлого года ОПГ был Харитонов. Именно он, по версии следствия, разработал план хищения у банков миллионов, но все же не рискнул провернуть его в одиночку и привлек к делу своих знакомых Семина и Лапина. При этом, как считает следствие, в группе был как минимум еще один участник, оставшийся неустановленным, – именно он и звонил в банки.
Первую атаку, на допофис «Ак Барс» банка в Кукморе, подельники осуществили 17 июля прошлого года.
Участник группы, оставшийся неизвестным, позвонил в кукморский офис, трубку взяла кассир-операционист. Собеседник заявил женщине, что является сотрудником службы безопасности банка и делает «тесты на проводку», то есть проверяет, как проходят переводы между счетами. Для этого ему, дескать, требуется помощь кассирши из Кукмора. Поверив аферисту, женщина по его просьбе сначала перевела на названный им счет 1 рубль, а затем – 4 миллиона. Сообщив кассиру, что теперь ей надо перезагрузить компьютер, после чего транзакция аннулируется, лжебезопасник отключился. Понятное дело, что перезагрузка незадачливой кассирше не помогла, после чего она доложила о случившемся руководству, а те, в свою очередь, заявили в полицию. Средства на счете, указанном аферистом, заблокировали – но из 4 млн рублей там было только 500 тысяч, остальные деньги были оперативно сняты в московском отделении АББ.
По данным следствия, этот счет Дмитрий Семин открыл на свое имя за два дня до аферы и в назначенное время снял поступившие на него средства, оставив 500 тысяч, чтобы не вызывать подозрений.
По такой же схеме 5 августа прошлого года мошенникам удалось обдурить кассиршу московского «БайкалИнвестБанка» (впоследствии переименованного в «Реалист Банк») – она перевела на указанный счет 5 млн рублей. Этот счет принадлежал некоему знакомому аферистов, который проходит свидетелем по делу, – как выяснилось, мужчина не знал, что участвует в преступной схеме, его попросили помочь, не посвящая в детали.
На сегодняшнем заседании Семин и Лапин заявили, что признают вину частично – не согласны лишь с тем, что действовали в составе ОПГ. Харитонов же полностью отрицает свою причастность к преступным эпизодам.
После этого слово предоставили одному из потерпевших, представителю «Ак Барс» банка Марселю Багманову. Руководитель офиса продаж Кукморского филиала АББ рассказал, что когда 17 июля мошенники позвонили в банк, его самого на месте не было – уезжал на обед. Поэтому новость о том, что кассирша перевела неизвестному лицу крупную сумму, он узнал по телефону, после чего срочно вернулся на работу…
– Почему в вашем банке так легко перевели деньги непонятно кому? – задал резонный вопрос судья Олег Семенов. – Это вот любой так может позвонить и обогатиться? Скажем, это и я могу у вас миллионов десять взять, просто позвонить и сказать, а переведите-ка на такой-то счет?
– Понимаете, в этот день на работе кассирша неопытная сидела. Вообще-то, она менеджер, но ее поставили временно на эту должность, – оправдывался потерпевший.
– Изымалась ли в банке аудиозапись разговора кассирши с мошенником? – поинтересовался адвокат Харитонова Руслан Нагиев.
– У нас в отделении не ведется аудиозапись, – ответил Багманов, немало удивив участников процесса, ведь опция записи разговоров распространена во многих учреждениях, а тут – банк! На вопросы о причинах такой технической отсталости потерпевший лишь развел руками, пояснив, что это не в его компетенции.
– Четыре миллиона для вашего банка значительный ущерб? Кто его возмещает? – продолжил Нагиев.
– Да, значительный. Возмещает его та самая кассир-операционист, с ней есть соглашение, что она погашает причиненный ущерб, – сообщил Багманов.
– На каком основании вы взыскиваете с нее эту сумму? – удивленно поднял брови судья (стоит отметить, что представители АББ в рамках уголовного дела подали гражданский иск на возмещение ущерба к подсудимым, так же поступили представители пострадавшего московского банка, но они в отличие от татарстанских коллег не предъявляли финансовых претензий своей излишне доверчивой сотруднице).
– На основании соглашения, – снова повторил Багманов.
– Какого такого соглашения? – допытывался судья.
– Добровольного, она сама признала вину, согласилась погасить ущерб, – объяснил потерпевший.
Детали этого добровольного соглашения, вероятно, могла бы более подробно раскрыть сама кассирша, которая была приглашена на заседание в качестве свидетельницы, но она не явилась. Ожидается, что женщина выступит на следующем заседании 2 августа.