«Это не реставрация, а вредительство!»: вологодский реставратор сгноил уникальную деревянную церковь из Татарстана

В виде полусгнивших дров вернулись в Татарстан из Вологодской области уникальные памятники деревянного зодчества: мечеть XIX века из деревни Большая Елга Рыбно-Слободского района и церковь XVIII века из села Архангельские Кляри Камско-Устьинского. Заказчики – Татарстанская митрополия и ДУМ РТ – намерены привлечь к ответу известного реставратора Александра Попова за «вредительскую» реставрацию памятников, часть фрагментов которых утрачена, часть – покрылась мхом и плесенью из-за ненадлежащего хранения.

Напомним, восстановление уникальных памятников старины Татарстан доверил в 2018 году именитому российскому реставратору в области каменного и деревянного зодчества Александру Попову, у которого имеется собственный реставрационный центр в городе Кириллове Вологодской области. Однако впоследствии стороны не сошлись по деньгам. По ходу дела у мастера возросли финансовые аппетиты и он повысил оговоренную контрактом сумму за восстановление мечети в 20 млн рублей почти до 50 млн.

Несмотря на достигнутую с президентом Татарстана договоренность об увеличении сметы, реставрация мечети была остановлена. Что касается церкви, то специалист даже не начинал ею заниматься – разобранный храм гнил в низине под открытым небом. Комитет по охране объектов культурного наследия РТ возмутился, что Попов не исполнил ни одного своего обещания, сорвал сроки выполнения работ и не предоставил никакой промежуточной финансовой документации, на что, собственно, потратил уже полученные деньги. В итоге Татарстанская митрополия, которая успела заплатить Попову 5 млн рублей, и ДУМ РТ, заплатившее ему авансом 11 млн, решили расторгнуть контракты с недобросовестным подрядчиком и вывезти памятники из Кириллова.

С 25 июля по 18 августа на промышленной площадке «Сокуры» разгрузили больше десяти фур, прибывших с Вологодчины. Корреспондент «ВК» стала свидетелем, как рабочие разгружали последнюю – переносили в сухой ангар фрагменты мечети из Большой Елги. Там уже аккуратно складированы большой и малый восьмерики Михаило-Архангельской церкви из села Архангельские Кляри.

Но основная часть прибывшего груза лежит пока на улице: частично – под навесом, частично – под открытым небом. Вскоре здесь должны построить второй навес.

Признаться, в груде почерневших бревен, покрытых мхом и плесенью, трудно было разобрать – где церковь, а где мечеть. Присутствовавшие на месте представители ДУМ РТ и Татарстанской митрополии лишь удрученно качали головами.

– Да, храм был ветхий, дереву более 200 лет, но ведь не было никакой зелени, когда Попов забирал его на Вологодчину. Это все за год выросло! Смотрите, кругом грибок, фрагменты не пронумерованы, непонятно, что к чему относится. Большая часть фрагментов погибла из-за ненадлежащего хранения. Это не реставрация, а настоящее вредительство! – сокрушается главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов. – Попов всех обвиняет, только не себя. Мы ведь шли ему навстречу, но ситуация зашла в тупик, когда он запросил ничем не мотивированное увеличение средств, при этом не отчитался, на что потратил перечисленный аванс в пять миллионов. В январе мы съездили в Кириллов и ужаснулись: церковь лежала буквально в болоте, впитывала влагу, гибла! Мы забили тревогу, комитет ОКН потребовал обеспечить надлежащее хранение памятника. Бесполезно. Тогда мы решили забрать попавшую к нему в заложники церковь и передать на реставрацию более надежному подрядчику. А Попову за его деяния придется перед судом и перед Богом отвечать.

Не меньше православных возмущены и представители мусульманского духовенства.

– Утрачено существенное количество фрагментов, а обнаружилось это во время подготовки к вывозу мечети из Кириллова, о чем мы составили акт. В Татарстане, до перевозки в Вологду, фрагменты были, а теперь их нет, – посетовал начальник архитектурно-строительного отдела фонда «Вакф РТ» Ильшат Вафин. –  Если некая деталь требует замены, то оригинал зарисовывают, делают чертеж и по нему изготавливают новый фрагмент. Этот хваленый реставратор не смог нам представить ни подлинники, ни свежие образцы. Есть аудиозапись, на которой он заявляет, что все распилил и сжег в котельной. Это в голове не укладывается! Говорить о том, что старинная мечеть вернется в родное село раньше осени 2021 года, не приходится.

ДУМ РТ, так же как и Татарстанская митрополия, собирается подавать в суд на вологодского реставратора.

В свою очередь Комитет ОКН РТ составил на Александра Попова три протокола об административных правонарушениях в связи с тем, что он буквально добил церковь из Архангельских Клярей, не оставив ей шансов.

– Если по мечети работы выполнены на 40 – 50 процентов, то ситуация с церковью просто катастрофическая. Речь идет об утрате 70 – 90 процентов ее фрагментов, в том числе из-за ненадлежащего хранения, – пояснил «ВК» председатель комитета Иван Гущин. – Протоколы касаются несоблюдения Поповым авторского надзора за реставрационными работами и недобросовестного обращения с доверенным объектом реставрации. Рассмотрение административных дел состоится 14 сентября в Камско-Устьинском райсуде.

Фото автора

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment