«Булгария» затонула 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Под суд пошли семь человек, все они сегодня на свободе. Погибли при крушении теплохода 122 человека, причем большая часть экипажа остались в живых.
Крушение теплохода «Булгария» – одна из самых страшных трагедий республики, страны, мира. И не только из-за количества жертв. Катастрофы можно было избежать. И хоть история не терпит сослагательного наклонения, мы перечислим все «роковые совпадения», о которых в ходе расследования говорили фигуранты.
На самом деле ничего случайного и рокового не было. «Булгарию» выпустили в рейс, прекрасно понимая, что состояние теплохода оставляет желать лучшего, выписав все возможные разрешения. Билетов пассажирам продали больше, чем следовало – перегруз был подтвержден следователями. Часть экипажа спасала себя, а не пассажиров. А оказавшиеся на месте крушения команды сухогруза «Арбат» и буксир «Дунайский-66» не остановились для проведения спасательной операции. Впрочем, экипаж «Дунайского-66» настаивал, что разворот потопил бы еще больше людей.
«Ространснадзор» по итогам расследования распространил следующий отчет:
«Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э «Булгария» входил в левый поворот. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт».
В результате угол крена составил 9 градусов.
«При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15° влево». В результате крен увеличился и суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. За последующие 5—7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло».
Свидетельства спустя десятилетие
В интервью к годовщине крушения работавший на «Булгария» радист Ринат Габидинов добавит, что подобного числа жертв можно было избежать:
«Крен на борт, ураган и маневр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение старшего механика. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший механик сбежал с «Булгарии» в числе первых, бросив машинное отделение с открытыми иллюминаторами, – подчеркнул радист. – Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы машинного отделения закрыты — это был бы большой воздушный пузырь внутри судна. Если бы иллюминаторы были закрыты, он бы держал теплоход на плаву продолжительное время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит. А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы».
Позже сбежавший старший механик и сам признал, что успел закрыть лишь часть иллюминаторов, после чего стал спасаться сам. Кроме того, по словам Габидинова, старший механик остановил единственный работавший двигатель в тот момент, когда капитан пытался дотащить «Булгарию» до мели – оставалось 40 метров, пояснил радист. Однако, в ходе расследования, как подчеркнул Ринат Габидинов, на этом не заострили внимания.
Времени провести спасательные работы у экипажа просто не было. Пассажиров не смогли вывести, спаслись те, кто за считанные минуты сообразил, что происходит.
Спасательная операция и приговоры
Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, стал круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту выжившим оказали первую медицинскую помощь, предоставили еду, горячее питьё и сухую одежду. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре».
По окончательным данным, из 201 человека на борту спаслось лишь 79, подтверждена гибель остальных 122 человек, включая капитана теплохода «Булгария» Александра Островского. Его, в том числе, назовут виновным, с чем не согласен радист Ринат Габидинов.
Среди обвиняемых оказались субарендатор теплохода, директор ООО «АргоРечТур» Светлана Инякина, эксперт Речного регистра, выдавшего разрешение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году, Яков Ивашов (получил 5,5 лет), начальник отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев (6 лет лишения свободы), инспектор Ространснадзора Владислав Семенов (5 лет лишения свободы), помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов (4,7 лет лишения свободы). К штрафам были приговорены капитаны сухогруза «Арбат» и толкача «Дунайский 66» Юрий Тучин и Александр Егоров.
Светлана Инякина была главной обвиняемой, однако субарендатор своей вины в интервью не признавала, полагая, что причиной трагедии стали гроза и ураган. На свободу Инякина вышла в 2018 году, хотя в 2014-м была приговорена к 11 годам колонии. Позже срок уменьшили до 9,5 лет, дальше сработала амнистия в честь 70-летия Победы – срок сократился еще на треть. В результате наказание составило 6 лет лишения свободы. Сегодня Инякина работает в охране одного из казанских супермаркетов. Остальные фигуранты также отбыли свои сроки заключения и оплатили выписанные штрафы.
Каждый год 10 июля родные и близкие погибших отправляются к мемориалу памяти погибших в Сюкеево. Сегодняшний день исключением не стал.