Проблему нехватки парковочных мест в казанских жилкомплексах обсудили вчера представители компаний-застройщиков за круглым столом в Торгово-промышленной палате РТ. Приглашенный из Питера директор Ассоциации развития парковочного пространства Андрей Коротков доходчиво объяснил, что в больших городах парковки должны расти ввысь, а не вширь и у застройщиков нет другого пути, как устанавливать «этажерки» и «карусели», позволяющие в разы снизить цену парковочного места (в некоторых казанских ЖК она достигает 1 млн рублей) и сэкономить полезную площадь.
– Свободных площадей под парковку в мегаполисах, особенно при точечной застройке, остается все меньше, поэтому строителям приходится уходить под землю, но при этом не всегда хватает количества машино-мест, чтобы обеспечить ими всех новоселов нового ЖК, – констатировал Андрей Коротков. – Самый простой способ увеличения в два раза парковочной емкости – это зависимый парковочный подъемник (в Казани первая такая конструкция отечественного производства появилась в январе в ЖК «Манго». – «ВК»). Его главный минус – чтобы снять верхний автомобиль, нужно сначала выгнать нижний. Очень много таких систем покупают частники, потому что в Санкт-Петербурге машино-место в подземном паркинге стоит порядка полутора миллионов рублей, в центре Москвы – 4,5 миллиона рублей, а такая установка китайского производства на два машино-места – всего 300 – 400 тысяч рублей. То есть семья, в которой есть две машины, экономит очень приличные деньги.
– Вы сказали «китайского производства». А как же Япония? – задал вопрос Короткову менеджер по работе с поставщиками «Унистроя» Евгений Большаков.
– Японцы – одни из первых, кто начал этим заниматься. Но Китай их перебил, я даже не знаю в России ни одной японской системы, где она была бы смонтирована полностью, – последовал ответ. – Есть где-то парковочные системы с японскими «мозгами» или какими-то комплектующими, но чтобы готовую привезти с завода и здесь установить, такого нет. Основные мировые производители по возрастанию цены – Китай, Южная Корея, Турция и Германия. Немцев берут крайне редко, даже заложив их оборудование первоначально в проект, в итоге, как правило, от него отказываются, потому что это очень дорого.
По словам Короткова, в Турции зависимые подъемники, в том числе четырехуровневые, устанавливают не только в жилых комплексах, но и на улицах в качестве перехватывающих парковок:
– Вы спросите, если я поставил машину на верхнюю платформу, как мне потом ее оттуда снять? Очень просто, у них работают парковщики. Ты подъезжаешь к зоне стоянки, оставляешь им ключи, они дают тебе чек-талон, и ты уезжаешь на метро по своим делам. Понятно, что с учетом российского менталитета не все готовы сегодня отдать ключи от своей машины. Поэтому потребуется некоторое время, чтобы подобные перехватывающие парковки у нас прижились.
Спикер подчеркнул, что по требованию производителей зависимые подъемники должны крепиться анкерными болтами к бетонному основанию, а не к асфальту, как это, по его словам, сделали на парковке в Казани, поскольку асфальт проседает за год на один-два сантиметра.
– Китайский двухуровневый подъемник для парковки автомобилей класса джип/седан и джип/джип устанавливается в закрытых помещениях (на улице он может эксплуатироваться при температуре не ниже минус 15 градусов) высотой от 3,4 метра. А его турецкому аналогу достаточно 2,7 метра, поскольку уменьшенная высота обеспечивается за счет наклонной платформы, – пояснил Коротков.
Описав характеристики зависимых парковочных подъемников, он сообщил, что у них есть альтернатива – автоматизированная система «Пазл», которая предполагает независимый тип хранения автомобилей.
– То есть в любой момент можно забрать любую машину, время выдачи составляет менее 90 секунд, – пояснил он. – «Пазл» использует принцип «пятнашек», комбинируя горизонтальное и вертикальное перемещение палет таким образом, чтобы под требуемой палетой появлялось свободное пространство для спуска машины на самый нижний уровень. Он представляет собой быстровозводимую металлическую конструкцию, которая может как встраиваться в здание, так и быть отдельным строением. «Пазл» позволяет размещать автомобили от двух до восьми уровней в высоту и шести рядов в ширину. В зависимости от количества уровней стоимость одного машино-места производства Китая составляет от 300 тысяч рублей.
– Если эти механизированные пазлы сделать на подземном паркинге, смогу я их продать? – поинтересовался замдиректора «Ак Барс Девелопмент» Тимур Зарипов.
– Если примут те нормативные изменения, которые предлагает наша ассоциация, то можно будет зарегистрировать эту платформу в Росреестре. В настоящий момент она оформляется как общедолевая собственность либо создается гаражный кооператив, где у каждого есть пай в виде, например, платформы на втором уровне – машино-места под таким-то номером, – объяснил Коротков.
По его словам, наиболее распространенными на рынке современных полуавтоматических парковок являются роторные. Принцип их работы напоминает «Колесо обозрения», поэтому их называют карусельными. В них автомобиль паркуется на постоянно закрепленной за ним платформе: хозяин набирает на табло код своего места, и электроника поворачивает «карусель» до тех пор, пока автомобиль или пустая платформа для заезда не окажется внизу. В целом конструкция, занимающая площадь всего двух машино-мест, позволяет хранить от 8 до 20 автомобилей. Стоимость одного машино-места на роторной парковке составляет 600 – 700 тысяч рублей.
В конце круглого стола неожиданно выяснилось, что главная цель приезда Андрея Короткова в Казань – покупка нескольких таких роторных парковок. Напомним, что казанские умельцы разработали и изготовили парковку- «карусель» еще в 2017 году и надеялись, что конструкцией заинтересуются городские власти. Но те интереса не проявили.