В Ленинском саду прошел митинг, который организовали инвалиды в защиту своих прав. Изначально они хотели встать перед зданием Кабмина РТ, «чтобы чиновники обратили внимание на наши проблемы». Однако в казанском исполкоме не согласовали место митинга, сославшись на то, что на площади Свободы будут в ближайшее время проходить некие спортивно-тренировочные мероприятия. «Ну как обычно, спрятали нас с глаз долой», – возмутились инвалиды, которые все-таки вышли в итоге с плакатами к фонтану Ленинского сада.
Около десятка человек собрались в понедельник утром в Ленинском саду, развернув там плакаты на тему о дискриминации инвалидов. Несмотря на то, что в это время в парковой зоне немного народа, разношерстные митингующие явно привлекали внимание редких прохожих.
– Так, что пишут? – подошел поближе один из таких интересующихся, торопливо шагавший было мимо мужичок средних лет, вглядываясь в развернутые плакаты. – «Дайте инвалидам жить». Ну, это правильный лозунг. «Остановите беззаконие». Ребята, вот это еще правильнее!
– Ой, как я вас понимаю, – похлопала по плечу одного из митингующих бабушка, тоже подошедшая почитать надписи на плакатах. – Мы, пенсионеры, тоже от беззакония страдаем…
Молодежь предпочитала не приближаться, фотографируя действо на смартфоны издалека. Любопытно, что после появления рядом с митингующими сотрудников полиции (один был в форме, другой в гражданском), проверивших документы и оставшихся дежурить рядом, больше никто из прохожих не осмеливался подойти. Останавливались, присматривались и бежали дальше по своим делам.
Как рассказал корреспонденту «ВК» один из организаторов, юрист Ильнур Хамидуллин, инвалид по зрению, заявку на проведение митинга подали еще 8 сентября. Ответ пришел через два дня: в нем сообщалось, что утром 20 сентября, когда инвалиды планировали митинговать, «запланировано проведение спортивно-тренировочных мероприятий, акций в указанном Вами месте (заявлено 45 человек)». Напомнив, что в городе все еще действуют антиковидные ограничения, чиновники сочли, что для двух массовых мероприятий места не хватит, посоветовав заявителям избрать другую территорию, к примеру, парк Тинчурина.
– Это было для нас крайне неудобно, потом в ходе переговоров нам предложили еще место у фонтана в Ленинском саду, – говорит Ильнур. – Мы сперва хотели еще поспорить, но потом решили не терять попусту время и согласились.
– Да понятно же, нам и не разрешили бы перед Кабмином собраться, – добавляет его отец, Ильгизар Хамидуллин, тоже инвалид по зрению. – Чиновники вообще не очень любят смотреть на нас, людей с ограниченными возможностями здоровья. Ну вот как обычно, спрятали нас с глаз долой. А мы надеялись как раз на внимание с их стороны. Может, если бы собрались перед Кабмином, кто-то из власть имущих вышел бы, послушал, с какими проблемами мы постоянно сталкиваемся, обратил на это свое внимание. А так вроде когда нас не видно и не слышно, то и проблем у нас никаких и нет, выходит.
Между тем на попрание своих прав собравшиеся жалуются наперебой. Семья Хамидуллиных только за последние годы судилась с Фондом соцстраха РТ, отстаивала свои права на банковское обслуживание, а Ильнур как юрист в соседней Нижегородской области пытался защитить через суд права слепого мужчины, которого высадили из автобуса из-за того, что он был с собакой-поводырем — кондуктор потребовала оплатить проезд животного (хотя по закону этого не полагается) и надеть на него намордник. Та история в свое время наделала немало шума на федеральном уровне, но закончилась, по сути, ничем.
– Суд счел, что дискриминации и ущемления прав незрячего, которого высадили из общественного транспорта, в действиях полицейских не было, – говорит Ильнур.
Непростые отношения с автобусами и у другого участника митинга, Антона Кайнова. Инвалид-колясочник рассказал, что с прошлого года перестал пользоваться общественным транспортом, потому что тогда ему сломали подаренную президентом РТ новую коляску стоимостью около миллиона рублей.
– Я ею толком даже попользоваться не успел, а так радовался, когда наконец ее получил, – сокрушается Кайнов. – Ехал в ней на автобусе, принадлежащем казанскому ПАТП-2. Водитель, помогая мне выезжать из салона, по неумению просто сломал коляску. Я его, к слову, не виню, потому что ему не провели должного инструктажа и не научили, как надо помогать инвалидам садиться и высаживаться. Поэтому претензии только к руководству ПАТП, к слову, возглавляет его депутат Госсовета РТ. Сперва я надеялся, что коляску отремонтируют, но поломка оказалась серьезной, восстановлению устройство не подлежит. Тогда обратился в ПАТП, попросив купить мне новую. Я не прошу у них денег, я на них ездить не смогу. Но мне отказали, после чего я подал в суд. Пока тяжба еще идет, скоро у нас третье заседание состоится. А пока я езжу на своей старой коляске, берегу ее, как могу, иначе вообще останусь без средства передвижения. Общественным транспортом, любым, с тех пор не пользуюсь, боюсь. Вот и на митинг я тихонько своим ходом приехал из Малых Клыков…
– Кондукторы, бывает, хамят, – вздыхает Ильгизар Хамидуллин. – Порой вернешься домой и думаешь, что для нас кругом одни барьеры вместо разрекламированной «Доступной среды». Так обидно от этого.
Множество историй о борьбе за права своего сына-инвалида собравшимся поведал второй организатор митинга, Юрий Никишин. Казанец известен тем, что в свое время судился с «Бургер Кингом», а также требовал у городских властей навести порядок в надземных переходах на остановках «Ул. Карбышева» и «Ул. Комарова».
– Страшно сказать, но во всем Татарстане нет ни одного здания, где на сто процентов были бы соблюдены нормы, необходимые для комфорта инвалидов, – утверждает Никишин. – И никому до этого нет дела.
– Даже в больницу невозможно просто взять и сходить, обязательно нужен сопровождающий, иначе выше первого этажа сам не пройдешь, да и на первом можно «забуксовать», – поддерживает его один из митингующих.
Много претензий, как выяснилось, накопилось в том числе к казанским таксистам. Они порой отказываются везти не только колясочников, но и незрячих.
– Буквально две недели назад со мной произошел очень неприятный случай, – рассказал корреспонденту «ВК» инвалид по зрению Руслан Фаррахов. – Я вызвал такси, но приехавший водитель, увидев человека с тростью, просто сказал: «Не повезу». Окей, говорю, отменяйте заявку сами. Он вроде согласился и уехал. А на следующий день с моей карты списали деньги, как будто это я отказался. Сумма небольшая, но обидна сама ситуация, когда тебя сперва отказываются везти, будто ты прокаженный, а потом еще и выставляют ситуацию наизнанку. Поэтому я намерен с этим оператором такси, «Сити-Мобил», судиться. Потому что подобные истории уже случались с моими знакомыми инвалидами. Нельзя об этом молчать. Но просто суды проходят тихо, огласки не получают, потому мы и собрались на митинг, чтобы сообщить о происходящей в обществе дискриминации публично.