Ольга Любимова / АиФ
41-й Международный оперный фестиваль имени Фёдора Шаляпина в Казани открылся по традиции премьерой. В год 150-летия великого певца итальянский режиссёр Джузеппе Морасси поставил на сцене Татарского театра оперы и балета «Севильского цирюльника». Почему для фестиваля выбран именно этот спектакль, и какие ещё сюрпризы ждут гостей, – в репортаже «АиФ-Казань».
«Chaliapino! Chaliapino! Chaliapino!»
Как и в прежние годы, Шаляпинский фестиваль в Казани проходит с аншлагом, билеты на спектакли разошлись на ура задолго до начала. Это ещё одна традиция фестиваля.
Пришедших на премьеру зрителей поздравила с открытием фестиваля министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. Она отметила, что оперный форум в Казани ежегодно расширяет армию почитателей творчества Шаляпина. Но фестиваль этого года особенный, потому что весь мир в этом году отмечает 150-летие великого баса – человека, который родился на казанской земле, вырос здесь, сформировался как личность.
В год 150-летия великого певца фестиваль открыли премьерой «Севильского цирюльника». Фото: АиФ/ Ольга Любимова
«В этом году фестиваль будет продолжаться почти месяц – завершится гала-концертом 28 февраля, – отметила министр. – Что самое важное – мы смогли сохранить его обширную географию – такую же обширную, как творческий путь Шаляпина. И открывает фестиваль премьера постановки итальянского режиссёра».
Ирада Аюпова зачитала приветствие министра культуры РФ Ольги Любимовой, в котором Шаляпинский фестиваль в Казани назван одним из старейших и наиболее авторитетных оперных форумов нашей страны. «Знаменитый артист стал реформатором академического музыкального театра», – подчеркнула министр культуры России.
Крепостной, белогвардеец, царепоклонник. Популярные мифы о Фёдоре Шаляпине
«В Казани два памятника Шаляпину, – отметил народный артист Татарстана Эдуард Трескин – Это бронзовый монумент работы Андрея Балашова возле Богоявленской церкви, где крестили маленького Фёдора, и нерукотворный памятник – оперный Шаляпинский фестиваль, созданный в 1982 году по инициативе директора Татарского театра оперы и балета Рауфаля Мухаметзянова. Шаляпинский фестиваль носит статус международного, но по сути он давно уже стал всенародным».
По традиции к фестивалю в театре устроили выставку редких фото великого артиста. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Эдуард Трескин напомнил, что мировая слава Шаляпина началась в Италии – в Милане, на сцене театра «Ла Скала», когда 28-летний певец из России триумфально исполнил партию Мефистофеля в одноименной опере Арриго Бойто. Триумф был настолько велик, что он перекрыл успех талантливых партнёров по сцене Энрико Карузо, Эммы Корелли. Критика называла произношение Шаляпина Дантовским. А на улицах Милана только и слышалось «Chaliapino! Chaliapino! Chaliapino!».
Гримёр помогает артисту "Геликон-оперы" Дмитрию Скорикову превратиться в Дона Бартоло. – Фото: АиФ/ Ольга Любимова
«Вы только деньги дайте мне, а я уже сделаю всё»
В 21 год Шаляпин впервые исполнил партию Дона Базилио в «Севильском цирюльнике». Это была первая встреча с солнечным гением Италии Джоакино Россини, с его музыкой. Впоследствии эта партия стала одной из главных в репертуаре Шаляпина, одной из его мировых гастрольных партий. Эта та партия, где он потрясал не только голосом, пением, но и изумительной актёрской игрой. Над этой партией Шаляпин работал всю жизнь. Также всю жизнь он наблюдал человеческие типы – лица, мимику, повадки, а потом, переработав в своём воображении, переносил в художественные образы на сцене. Своего Дона Базилио Шаляпин увидел в поезде на границе Франции и Италии – в вагон вошёл сельский священник в чёрной сутане, в широкополой шляпе. После этой встречи Шаляпин создал образ коварного учителя пения – одновременно смешного и страшного.
Близко к сердцу. Певица Гульнора Гатина о русской опере, Крыме и силе любви
«От нутра исходил я и при разработке внешней фигуры Дона Базилио в «Севильском цирюльнике», – писал Шаляпин в своей книге «Маска и душа». – Этот персонаж говорит: «Вы только деньги дайте мне, а я уже сделаю все». В этой фразе весь Дон Базилио. Надо, чтобы зритель при первом взгляде на него почувствовал, что это за птица, на что этот человек способен. Исполняя эту роль, я от реализма отхожу в сторону гротеска. Мой Дон Базилио как будто складной, если хотите – растяжимый, как его совесть. Когда он показывается в дверях, он мал, как карлик, и сейчас же на глазах у публики разматывается и вырастает жирафом. Из жирафа он опять сожмется в карлика, когда это нужно. Он все может – вы ему только дайте денег. Вот отчего он сразу и смешон, и жуток».
Премьера «Севильского цирюльника» на 41-м Шаляпинском фестивале. Фото: Татарский театр оперы и балета имени Джалиля
В премьерном спектакле юбилейного Шаляпинского фестиваля партию Дона Базилио исполняет солист Большого театра России и Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, заслуженный артист России, народный артист Татарстана Михаил Казаков. Он одним из первых стал обладателем Шаляпинской стипендии, которую в Казани вручают в день рождения великого баса 13 февраля.
«Аллилуйя» Юлии. Почему музыка барокко обретает больше ценителей?
Игра по-итальянски
В афише фестиваля наиболее яркие, масштабные постановки Татарского театра с участием солистов ведущих театров России и из нескольких зарубежных стран – Италии, Казахстана, Азербайджана, Беларуси и Грузии.
В год 150-летия великого певца итальянский режиссёр Джузеппе Морасси поставил в Казани «Севильский цирюльник». Фото: АиФ/ Ольга Любимова
В премьерном спектакле главную партию – Фигаро исполняет солист Казахского театра оперы и балета имени Абая Эмиль Сакавов. Он лауреат множества международных конкурсов, часто выступает за рубежом, исполняет русскую и западноевропейскую музыку. После выступления на Шаляпинском фестивале в Казани он даст концерт в Кремлёвском дворце в Москве – исполнит русские романсы. А в Казани Эмиль Сакавов поёт впервые.
Имполнитель партии Фигаро Эмиль Сакавов. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
«Для меня большая честь, радость и ответственность выступить в премьерном спектакле Шаляпинского фестиваля на родине великого певца в год его 150-летия, – сказал певец. – Джузеппе Морасси поставил «Севильский цирюльник» в Казани в лучших традициях классических итальянских опер. Лично мне это очень близко. И я и все партнёры уже не один раз исполняли «Севильского цирюльника», поэтому технологических сложностей не было. Сам постановочный процесс был фантастически интересным, увлекательным. Джузеппе Морасси – очень опытный постановщик, дал чёткие задачи, и мы всё это воплощали в жизнь».
Граф Альмавива – Ярослав Абаимов из "Новой оперы". Фото: АиФ/ Ольга Любимова
Уроженец Венеции режиссёр Джузеппе Морасси ставит «Севильского цирюльника» уже 30 лет по всему миру. Спектакль в Казани – его первый опыт работы в России. Режиссёр рад, что между ним и артистами сразу возникло взаимопонимание – благодаря тому, что все хорошо понимали друг друга, работа получилась.
«Вместе с этим произведением я рос, взрослел, – рассказал Джузеппе Морасси. – В Казани я поставил абсолютно новую версию. Думаю, этот спектакль будет вершиной горы, на которую мне удалось подняться».
По словам режиссёра, в Италии оперных фестивалей, подобных Шаляпинскому, не существует. Там в основном организуют фестивали, связанные с определённым временем года – чаще летние. Есть оперный форум, посвящённый только произведениям Россини.
Фигаро (Эмиль Сакавов) в Казани выступает впервые. Фото: АиФ/ Ольга Любимова
«Шаляпин – великий гений, к которому я отношусь с большим почтением, – отметил Джузеппе Морасси. – Он исполнил роль Дона Базилио в очень интересной интерпретации. Обычный итальянец не знает Шаляпина, он даже не знает, кто такой Павароти (Улыбается). Но в музыкальных кругах Италии, в мире музыки Шаляпин, конечно же, очень известен.
У артистов нет национальности. Есть много российских певцов, которые работают в Италии и уже заняли там весьма успешно свою нишу. Я не увидел большой разницы между итальянскими артистами и занятыми в спектакле солистами Татарского театра и приглашёнными в этот проект солистами. Единственное, над чем пришлось поработать, это то, каким образом должно быть выражено определённое слово. В итальянском языке слово задаёт ритм музыке, но также каждое слово должно использоваться, применяться при определённом движении. Ведь исполнять оперу – это не только петь, но и играть, то есть полностью вжиться в роль. В итоге в Казани это всё получилось».
Певец Алексей Тихомиров о Борисе Годунове, Галине Вишневской и критиках
Джузеппе Морасси отметил, что каждый работник театра внёс лепту в работу над этой оперой. Он назвал руки швей этого театра золотыми, выразил признательность и уважение их мастерству.
Для «Севильского цирюльника» по эскизам режиссёра в Казани сшили около 120 костюмов, 80 пар обуви из натуральной кожи и замши. Так, граф Альмавива за спектакль меняет четыре пары обуви. Декорации созданы в Москве – также по эскизам Джузеппе Морасси.
Десант из Мариинки и «Два огромных человека»
По словам завлита театра Жанны Мельниковой, особыми, кульминационными точками фестиваля станут выступления артистов Большого театра и Мариинского театра – это очень важные для Шаляпина сцены, где он был солистом. Так, 24 февраля Мариинский театр привезёт спектакль «Хованщина», который никогда не исполнялся в Татарском театре оперы и балета. В Казань прибывает десант из более чем 200 человек. Дирижировать будет Валерий Гергиев.
Кроме оперной программы есть ещё и камерная программа, так как Шаляпин был не только выдающимся оперным певцом, но и выдающимся камерным исполнителем. Эта программа включает концерты и оригинальный спектакль «Два огромных человека» – по книгам Шаляпина, по его переписке. В этом спектакле прозвучат все ключевые произведения из репертуара Шаляпина. Оперный бас Алексей Тихомиров в этом спектакле выступит и как драматический актёр. В роли Горького выступит актер Качаловского театра Иван Крушин.
В образовательную программу войдут шесть лекций – в том числе о Шаляпине-художнике, о его работе в Мариинском театре, о сыне Шаляпина, который стал киноактёром.
Оцените материал