«Вкалывают роботы – счастлив человек!» – мечтали герои советского фантастического фильма про Электроника. И вот свершилось. Прогресс дошел до того, что роботы работают официантами в казанских ресторанах, готовят кофе с мороженым для пассажиров в аэропорту, доставляют еду на дом вместо курьеров. Только почему-то от этого не радостно, а тревожно: ведь машины потихоньку могут забрать рабочие места у нас, людей. Корреспондент «Вечерней Казани» посмотрел своими глазами на официанта-киборга, которому не нужны зарплата и чаевые, и попросил эксперта оценить перспективы роботизации рынка труда.
Робокошка китайского производства по имени Белла (официальное название робота – BellaBot) встречает гостей кафе на территории Казанского кремля. Электронное устройство напоминает тумбочку с четырьмя платформами для подносов, дисплей выполнен в форме кошачьей мордашки. По задумке владельцев заведения, которые решили обзавестись роботом-официантом для привлечения клиентов, китайская Белла должна символизировать Кота Казанского.
– Раньше у нас другой робот был, одетый в татарский национальный костюм, но его в другой ресторан отправили. А тут теперь Белла, функционал у нее тот же самый, – рассказал замдиректора кафе Владислав Сергеев. – Робот может проводить клиента до столика, доставить ему заказ, убрать грязную посуду. Посетители от Беллы в восторге, причем не только дети, но и взрослые. Вчера у нас была туристка из Москвы, сказала, что пришла к нам из-за Беллы, очень хотела посмотреть. Иностранцы тоже говорят, что у себя на родине такого не видели.
Робот-официант прытко передвигается по залу со скоростью 1,2 м/с, ориентироваться в пространстве ему помогают специальные датчики. Если на пути кто-нибудь попадется, Белла вежливо просит дать дорогу. На зарядку бота нужна пара-тройка часов, после чего он может без устали работать сутки!
Кроме чисто механических операций – привезти и увезти тарелки, – Белла способна и на общение с клиентами. Если робота-кошку погладить по импровизированным ушам, он начинает довольно мурлыкать. Нажав на дисплее соответствующие кнопки, Беллу можно попросить пошутить, сообщить, какая на улице погода, или поздравить клиента с днем рождения, для этого в арсенале у робота имеется соответствующая песня Ирины Аллегровой и еще несколько на выбор.
– Конечно, человека робот не заменит, но польза от него ощутимая, – делает вывод замдиректора кафе. – Например, если заказ задерживается, Белла может развлечь клиента. Кроме того, она способствует привлечению гостей. Некоторые родители с детьми говорят, что только из-за Беллы к нам и приходят.
Неудивительно, что недавно обзавестись роботом-официантом для фуд-корта решили и в Иннополисе. Сами заморачиваться и изобретать ничего не стали, а просто купили его по тендеру на госзакупках за 750 тыс. рублей.
А робот-курьер по имени Ровер от компании «Яндекс» работает в Иннополисе уже довольно давно и успешно, правда, снежная зима для него – большая проблема. Интернет облетело видео, на котором люди помогают боту-доставщику, шесть колес которого застряли в снегу, выбраться из плена.
Напомним, что разработка одной из компаний-резидентов самого Иннополиса – робот-дезинфектор оскандалился уже во время своей презентации на заре пандемии, в 2020 году. Журналистам, которые любовались на светящееся чудо техники, обожгло глаза ультрафиолетом.
Миловидная киборг-«блондинка» по имени Кики трудится в терминале 1А казанского аэропорта с июня – продает кофе и мороженое. Кики принимает заказы через монитор, но умеет общаться с покупателями голосом и жестами. Как сказано на сайте аэропорта Казань, это первый в России робот – продавец кофе и мороженого.
Но наверняка не последний. Похоже, сфера общепита, которая за время борьбы с ковидом столкнулась с массовым оттоком персонала, торговля, а за ними и другие скоро начнут роботизироваться повально – ведь киборг хоть и дороговат, зато не устает, не болеет и зарплату ему платить не нужно.
Руководитель казанского центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» экономист Ирек Галямов считает, что массовой замены людей роботами на рабочих местах опасаться не стоит, по крайней мере в ближайшее время.
– История с роботизацией и автоматизацией экономики началась уже давно. Еще когда я учился в институте в 90-х годах, нам говорили, что с появлением компьютерных бухгалтерских программ профессия бухгалтера исчезнет, потому что все будут считать роботы. Но ничего подобного не случилось, потому что и в бухгалтерии есть моменты, когда нужно принимать стратегические решения, на которые способен только человек, – отмечает эксперт. – Конечно, какую-то рутинную, нудную работу робот может выполнять: например собрать и обработать большой объем информации. Кстати, в Иннополисе показывали программу, которая собирает информацию из СМИ и соцсетей, перерабатывает и выдает в виде новостей, так что журналистов роботы тоже смогут частично заменить. Что касается сферы услуг, ресторанов, думаю, что посетителям все же гораздо приятнее, если их обслуживает и угождает им живой человек: люди же хотят общаться с людьми. К тому же технику надо обслуживать, а для этого тоже требуются специально обученные специалисты. Поэтому страха, что машины отовсюду начнут вытеснять живых работников, нет. Думаю, рынок сам все расставит на свои места и через несколько лет мы увидим, в каких секторах экономики приживется роботизация.