«Аксенов-фест»: воспитывать душу – это читать книги и слушать Моцарта с Чайковским, а не Бузову с Моргенштерном

После двухлетней паузы в Казани с 22 по 25 сентября проходит XIV литературно-музыкальный «Аксенов-фест», на проведение которого казанская мэрия выделила 6 миллионов рублей. Заждавшаяся общения с творцами читающая казанская публика проявляет к мероприятиям объяснимый ажиотаж: в Доме-музее Аксенова – аншлаг.

Сегодня вечером со сцены КРЦ «Пирамида» объявят имена лауреатов премии «Звездный билет». Члены попечительского совета фестиваля во главе с редактором журнала «Октябрь» Ириной Барметовой отдали свои голоса писательнице Евгении Некрасовой, представившей в 2021 году книжный сериал «Кожа» (саундтрек к нему написала популярная группа «АИГЕЛ»), и музыкальному квартету «Необарды», чьи выступления собирают полные залы по всей стране. «Необарды» споют во втором отделении, разделив сцену с поющим писателем Андреем Макаревичем, который выступит с группой Yo5.

Главная «база» фестиваля, конечно же, особняк Дома-музея Василия Аксенова, это главная точка притяжения казанской интеллигенции в течении полутора десятков лет. Программа «Аксенов-феста» динамичная и захватывающая: творческие встречи, дискуссии, круглые столы. На повестку выносят самые острые темы современной литературы: можно ли считать литературой изданные книгой фейсбучные заметки, «монашествовать» ли писателю или «жить нараспашку», ловя лайки в соцсетях, и как вообще существовать литераторам в эпоху «культуры супермаркета».

Первая презентация в расписании 23 сентября – это изданная в 2021 году в издательстве «Библио TV» тысячным тиражом (уже раритет) книга «Мои шестидесятники» Евгения (автор текстов) и Василия (фотографии) Поповых. К 11 часам зал полон, а народ все подходит и подходит. Люди готовы простоять на ногах полтора часа, лишь бы не пропустить ни словечка о знаменитых людях, составивших славу ушедшей эпохи. Беседа проходит на фоне только что открытой одноименной выставки, на публику со стен «смотрят» Отар Иоселиани, Евгений Евтушенко, Борис Мессерер, Юз Алешковский, Борис Жутовский, Мариэтта Чудакова… Модератор встречи Евгений Попов и сам шестидесятник. Со всеми героями книги был лично знаком и дружил. Байки «из жизни великих» идут на ура, а подробности их бытования вызывают у публики и смех, и трепет. В общем, презентация книги превратилась в теплый рассказ о людях, об их слабостях и странностях в том числе, а каждый гость унес с этой встречи частицу новой правды о своих кумирах. В частности, такую: «Фазиль Искандер принял православие, крестился, принял имя Василий. Он отличался необычайным остроумием. Ему принадлежит фраза: «Плюй на свои цепи – может быть, они проржавеют!», или «Отар Иоселиани – неповторимый человек! Творчески не потерялся даже в эмиграции, а жил, кстати, в еврейском квартале в Париже. Дружить с ним было истинное наслаждение, но о политике старались не говорить: как и Вахтанг Кикабидзе, он проклял Россию после абхазо-грузинского конфликта в 2008 году…»

Слушать Попова хотелось бесконечно, но его «потеснил» другой звездный гость – легендарный музыкант, художник, писатель Андрей Макаревич (один из соучредителей «Аксенов-феста» и член его попечительского совета). Перед выступлением Макара публики в зале прибавилось в полтора раза, поклонники разве что на люстрах не висели. Макаревич выглядел респектабельно – в клетчатом пиджаке, в очках, с перстнем на руке. Шальную рок-н-ролльную молодость в его облике выдавали разве что пестрые носки с котиками. Хорошо поставленным голосом Андрей Вадимович прочел все(!) эссе из своей будущей книжки «Двенадцать месяцев – двенадцать рассказов». Все они были написаны для журнала «Русский пионер». По форме и стилю это скорее рассуждения взрослого человека, подводящего некоторые итоги жизненного пути. Но это и не вполне придуманные истории: нет-нет да и прорвутся в них автобиографичные воспоминания и фрондерские замечания в духе знакомого нам бунтаря Макара. Так, в эссе «Часы» автор бросает фразу: «Время – и есть Бог», в «Шаге» высмеивает советские гостиницы и «умные дома» современности, в «Соблазне» отмечает, что «самая красивая русская речь во Пскове, а еще в Новосибирске и Красноярске – видимо, из-за большого количества ссыльных…», а в «Дороге» говорит: «…каково это – ощутить время, которое остановилось и не идет». На корреспондента «ВК» произвел впечатление рассказ «Чистилище», по сюжету которого души умерших россиян заперты в небесном лагере за решеткой, вскоре им предстоят выборы: «…нам даже обещали провести голосование, мы все будем голосовать «за», тут по-другому не положено». Как позже признался Макаревич, опыта столь долгого чтения своих произведений у него еще не было. Конечно, поклонники таили надежду на импровизированный диалог, но голосовые связки писателя за полтора часа эксплуатации явно устали, так что самые ярые фанаты довольствовались автографом на обложках дисков «Машины времени».

До позднего вечера горел в уютном Доме-музее Аксенова свет: повышенный интерес горожан вызвало выступление казанского писателя Дениса Осокина (он стал первым обладателем премии «Звездный билет» в 2008 году, а теперь входит в попечительский совет премии).

Но самая бурная дискуссия развернулась во время обсуждения темы «Феномен интересного в эпоху онлайна. Литература теряет самоценность?». Ее участники – редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова, писатели Денис Осокин и Марина Ахмедова, представители ведущих издательских домов России Татьяна Соловьева и Дарья Сапрыкина, рассуждая о судьбе книги, которая в XXI веке существует в разных измерениях – печатном, аудио- и электронном, задумались: что же именно считать настоящей литературой, в чем сила магии настоящего писательского слова перед конструкциями, созданными искусственным интеллектом. И пришли к выводу – несмотря ни на что читать надо настоящую литературу, а не выдаваемый за нее суррогат.

– Еще в 1960-е годы началось разрушение иерархической системы культуры, и с тех пор мы живем в «культуре супермаркета». Нам кажется, что доступ есть ко всему и будто бы предложен равный выбор. Но это самообман. Кто и что выбирает, придя в этот условный культурный супермаркет? Кто будет искать на верхней полке Моцарта и Чайковского, если на нижней, перед глазами, лежат Бузова и Моргенштерн? Но последним никогда не стать «качественным продуктом», – пояснила свою точку зрения писатель Марина Ахмедова. – Читателя, как и слушателя, тоже надо воспитывать. Но как, если человеку постоянно дают некачественную музыку и литературу? Если мы угробим такое понятие, как воспитание души, то не удивляйтесь радикальному расслоению общества. С одной стороны, появится огромная масса людей, которые сидят дома, едят доставленную курьерами еду из супермаркета, смотрят тупые сериалы, тратят свое бесценное время на созерцание чужой жизни в соцсетях. При этом «старший брат» будет следить за каждым их шагом и манипулировать ими. И будет вторая категория – немногочисленная элита, которая живет собственной жизнью, отказавшись от гаджетов, она-то и будет читать книги, да еще в печатном виде. Убеждена в этом.

Фото автора

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment