С особым удовольствием представляю Порталу татар новую звезду на Театральном небосклоне культурной столицы — Айсылу Мирхафизхан. Ай сылу(татар.) — красивая как луна. Она не только красивая, еще и умная, талантливая, невероятно артистичная, пластичная, обаятельная, привлекательная..
Айсылу родом из Казани, выпускница Казанского хореографического училища, с сентября 2022 года живёт в Санкт-Петербурге и служит в недавно созданной танцевальной труппе MusicAeterma Dance (художественный руководитель Теодор Курентзис).
Главным же событием последних месяцев в жизни Айсылу, заставившем говорить об этом всю музыкальную общественность, стало её участие в престижном ежегодном Дягилевском фестивале 2023 года в г.Перми.
В балетном спектакле «Персефона» (музыка Игоря Стравинского, либретто Андре Жида, постановка Анны Гусевой, дирижер — Теодор Курентзис) роль Персефоны исполнила Айсылу Мирхафизхан.
Не буду пересказывать какая это была сенсация, какой феномен… Выводы можно сделать, прочитав отрывок из газеты «Коммерсантъ»:
Но главной сенсацией и украшением спектакля стала феноменально артистичная, стройная, гибкая до гуттаперчевости Айсылу Мирхафизхан (Персефона) — также артистка MusicAeterna Dance родом из Казани. Впервые ее героиня возникает из сумрака где-то вдали, на холме, среди могильных надгробий. Ее, только родившуюся, облачают в алое, как маки, платье — ведь она богиня весны. Ее пестуют и лелеют жрицы Деметры, хор нимф призывает ее танцевать с ними на лугу. Но, засмотревшись в сердцевину цветка, Персефона видит мир Аида и страдания тамошних душ. И, согласно либретто Жида, оказывается в царстве мертвых не насильно, похищенная Плутоном, но своею волей спускается туда в порыве жалости к несчастным. Момент нисхождения в Аид решен эффектно, в духе барочного театра: Айсылу парит над сценой на сложно устроенных подвесах, изгибаясь, как травинка, и постепенно опускаясь в безрадостный мир, где все черным-черно. Мотив нисхождения в могилу, в недра земли еще раз акцентирован в финале, когда Персефона стоит над земляным холмом и постепенно, медленно погружается в него. Партия Персефоны написана для чтицы, и Мирхафизхан отлично справилась с французским прононсом; голос ее звучал выразительно, свободно и гулко, размеренная речитация подчеркивалась скульптурными жестами.
Скажу только, представление прошло при полном аншлаге, с долгими овациями…
Пожелаем Айсылу новых, ярких ролей, признания, любви публики и восхождения на театральный Олимп.
Гузаль Садыкова
Фотографии Гунай Мусаевой, Андрея Чунтомова и Никиты Чунтомова.