Нешуточные страсти бушуют в эти дни на сцене театра им. М. Джалиля: новый театральный сезон начался премьерой оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Показы идут весь уик-энд – с 24 по 26 сентября.
Классический трагифарс, замаскированный под комедию, умно и тонко воплотил на сцене опытнейший оперный режиссер с мировым именем Юрий Александров вместе с давним соратником – художником Вячеславом Окуневым и маэстро Марко Боэми. Драматический эпизод из жизни странствующих комедиантов почти 200-летней давности похож на многие истории из нынешней криминальной хроники: любовный треугольник, жгучая ревность и отчаяние, доведшие до убийства… Постановка получилась невероятно яркой, страстной и жизненно-правдивой. А некоторые сцены настолько убедительно эротичны, что спектакль непременно следует снабдить маркировкой 18+.
Повышенный интерес казанских меломанов к входящим в золотой фонд мировой оперы «Паяцам» объясним: в последний раз их ставили в театре им. М. Джалиля в 1973 году. Правда, на недавнем XXXIX Шаляпинском фестивале была представлена концертная версия с участием звездных солистов, которой зритель от души рукоплескал, но все с нетерпением ожидали полноценный спектакль.
Надежды публики полностью оправдались. В первый вечер на сцене блистали Ахмед Агади (Канио, Мариинский театр), Гульнора Гатина (Недда, театр им. М. Джалиля), Лестер Линч (Тонио, США), Владимир Целебровский (Сильвио, «Санктъ-Петербургъ Опера»), Дамир Закиров (Беппо, Михайловский театр). Сегодня на сцену выйдет не менее знаменитый состав: Николай Ерохин (Канио, Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), Валентина Феденева (Недда, Михайловский театр), Станислав Трифонов (Тонио, Белорусская национальная опера), Артур Исламов (Сильвио) и Денис Хан-Баба (Беппо) – оба представляют казанскую оперную труппу. Оба состава уникальны и сравнивать их мастерство – дело неблагодарное. В спектакле принимают участие артисты хора (хормейстер – Любовь Дразнина), оркестра, мимического ансамбля театра. Опера исполняется на итальянском языке с русскими субтитрами.
– «Наши «Паяцы» – это история про театр, про труппу и в то же время – про нас с вами, – рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» режиссер Юрий Александров. -Я хотел реализовать замысел Леонкавалло, чтобы на сцене была именно правда жизни. В спектакле главенствующей становится подлинная интонация и правдивое человеческое существование. От артиста я жду, чтобы он воспринимал пьесу остро и больно. Здесь имитация страстей недопустима. Тут сложный клубок взаимосвязей, в центре, конечно, любовная, а скорее – антилюбовная история. Недда вынуждена быть с Канио, потому что он подобрал ее «на дне», пытаясь сделать из нее свою игрушку, и вложил в нее немало средств. Но в душе этой девочки созревает личность, хочется свободы, ей тяжело в атмосфере бродячей труппы, тяжело жить с нелюбимым. И здесь, конечно, две правды: вроде бы Канио имеет право рассчитывать на понимание и благодарность, а с другой стороны – купить любовь, принудить к ней невозможно. Вечная тема.
И, конечно, в центре внимания – история труппы. А в ней всегда есть предательство, есть подонок, есть подвижник, который пытается защитить коллектив, – продолжает рассуждать режиссер. – Все мои жизненные впечатления реализовались в этом спектакле. Наш Беппо – теплый душевный парень, а Тонио – человек злобы и мести, он урод физический и моральный. Такие тоже встречаются в театре: обладают прекрасными голосами, а душа источает мерзость. Я в своем театре от многих таких токсичных артистов отказывался, потому что они портили атмосферу в труппе. А она должна быть чистой! Вот почему эта тема – история труппы и взаимоотношений в ней – так важна.
Отметим, что Юрия Александрова связывает с театром им. Джалиля давнее творческое партнерство: он поставил в Казани оперы «Аида» Дж. Верди (2013), «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти (2014), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (2014), «Пиковая дама» П. Чайковского (2017), а также «Сююмбике» на музыку Резеды Ахияровой (2018). За постановку оперы «Сююмбике» в 2020 году Александров был удостоен Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая. К Шаляпинскому фестивалю в 2022 году Александров готовит обновленную «Тоску».
Что касается сценического решения спектакля, то в первую очередь отметим его лаконичность без фальшивой простоты и изысканность без неуместной вычурности. Всего здесь в меру, сцена, что называется, «дышит». Ничто не отвлекает зрителя от действия и артистов, и в то же время создает легкую атмосферу летнего дня в маленьком итальянском городке.
– Полтора года мы были лишены всякого передвижения из-за пандемии, – пояснил художник спектакля Вячеслав Окунев (вместе с Александровым он сделал 150 спектаклей!), – и я делал декорации к «Паяцам» со всей любовью, теплыми ассоциациями и эмоциями по отношению к Италии, которую люблю сердечно. Насколько это получилось – судить зрителям.
29 – 30 сентября балетная труппа театра откроет сезон спектаклем «Спящая красавица» с участием ведущих солистов труппы. В октябре и ноябре ряд спектаклей будут посвящены юбилеям выдающихся деятелей татарского искусства. Так, спектакль «Золотая Орда» (24 октября) пройдет в честь юбилея композитора Резеды Ахияровой, показ спектакля «Любовь поэта» (27 октября) посвятят юбилею поэта и драматурга Рената Хариса. 1 ноября балет «Спящая красавица» приурочат к юбилею педагога-репетитора балетной труппы Валентины Прокоповой. Опера «Травиата» 16 ноября пройдет под знаком певца и режиссера Эдуарда Трескина, который отмечает свое 75-летие. 35-летие Казанского клуба любителей оперы отметят спектаклем «Борис Годунов» 18 ноября. В декабре на сцене театра в шестой раз состоится фестиваль татарской песни «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»). Ну а 2022 год ознаменуется юбилейными фестивалями: оперный фестиваль им. Ф. Шаляпина пройдет в 40-й раз, фестиваль классического балета им. Р. Нуриева – в 35-й.
Фото пресс-службы ТАГТОиБ им. М. Джалиля