А «Патриот»-то с гнильцой: казанский юрист отсудил у завода двойную цену за ржавеющий «УАЗ»

Помог покупателю наказать рублем завод, выпускающий автомобили «УАЗ-Патриот», казанский юрист Ленар Гарипов. Купив два года назад отечественный внедорожник, владелец столкнулся с тем, что машина гниет заживо и разваливается на ходу. Поскольку устранить проблемы с двигателем и всепожирающую ржавчину завод-изготовитель не смог и возвращать деньги не захотел, спорную ситуацию пришлось решать в суде. В итоге производителя обязали вернуть гораздо большую сумму, чем отдал за авто покупатель: заплатив 800 тысяч рублей, он получит почти 1,8 миллиона.

Как пояснил «ВК» Ленар Гарипов, он возглавляет татарстанское отделение межрегиональной общественной организации «Триумф», которая занимается защитой прав покупателей автомобилей, и в последние годы работы у юристов-общественников хоть отбавляй.

– Примерно с 2015 года качество автомобилей, как произведенных в России, так и ввезенных к нам из-за рубежа, все ухудшается и ухудшается, – посетовал Гарипов. – Как ни странно, только китайский автопром в последние годы улучшает качество. Те же самые китайские марки «Джили», «Чери», которые пять-шесть лет назад считались чуть ли не помойными, сейчас имеют качество лучше, чем у «Мерседеса»! Мы вот недавно с товарищем, у которого «Мерседес», сравнили элементарно нитки, которыми прошиты сиденья, так у китайцев нитки в два раза толще. Полагаю, это специально делается для того, чтобы человек через каждые три-пять лет покупал новый автомобиль. При этом потребителям, видимо по той же причине, очень часто отказывают в гарантийных ремонтах.

В прошлом году к Гарипову обратилась очередная жертва современного автопрома – мужчина пожаловался, что купил в салоне подержанный, но почти новый «УАЗ-Патриот» и покупка оказалась крайне неудачной. Машина 2017 года выпуска и приобретенная в октябре того же года первым владельцем (с момента покупки начинается отсчет трехлетнего гарантийного срока, который установлен заводом-изготовителем), был куплена вторым владельцем в ООО «Кан авто эксперт – 5» в сентябре 2019 года за 800 тыс. рублей.

Однако радость от покупки «уазика» продолжалась недолго. Уже через две недели автомобилисту пришлось возвращаться в автосалон с заявкой на гарантийный ремонт: машина «зацвела» по сварным швам, у нее забарахлил двигатель (выяснилось, что первый владелец уже успел поменять его по гарантии), вскрылись проблемы с проводкой, ремнями безопасности… В течение нескольких месяцев, до января 2020-го, производитель – Ульяновский автомобильный завод – пытался исправить недостатки своего детища, но тщетно. Зачищенная ржавчина вновь вылезала, краска на машине вспучивалась, двигатель снова начинал барахлить… В итоге изрядно намучившись с гниющим заживо внедорожником, владелец потребовал от завода забрать назад свое творение и вернуть за него деньги. В августе 2020-го он получил отказ.

В начале октября прошлого года мужчина подал на производителя в суд, вторым истцом выступила организация «Триумф» в лице юриста Ленара Гарипова. Истцы потребовали обязать ООО «Ульяновский автомобильный завод» принять некачественный автомобиль, вернув покупателю его стоимость в размере 819 тыс. рублей, а также разницу между покупной ценой автомобиля и его ценой на момент подачи иска, неустойку за отказ добровольно возместить убытки покупателю, компенсацию морального вреда…

– Закон «О защите прав потребителей» дает возможность покупателю вернуть машину производителю и получить за нее деньги в случае, если одни и те же недостатки у автомобиля возникают вновь и вновь, то есть не могут быть устранены, – объясняет юрист. – Но добиться этого было нелегко. Судебный процесс шел очень долго, ведь одна только экспертиза автомобиля длится полгода, а то и больше.

Однако ожидание истцов было вознаграждено: экспертиза пришла к выводу, что «УАЗ-Патриот» действительно был изготовлен с многочисленными дефектами, которые являются неустранимыми.

В итоге суд встал на сторону истцов: в июле этого года было вынесено решение обязать Ульяновский автомобильный завод забрать заржавевший «УАЗ-Патриот» и выплатить его владельцу 1 млн 794 тыс. рублей. Недавно это решение вступило в законную силу.

– Поскольку с подобными проблемами может столкнуться любой покупатель даже нового автомобиля, стоит заранее предусмотреть возможные судебные тяжбы и подготовить документы, – советует Ленар Гарипов. – Согласно закону «О защите прав потребителей» при гарантийном ремонте потребителю обязаны, подчеркиваю, обязаны выдать документ о проделанных работах, с указанием даты обращения, даты устранения недостатков, даты выдачи автомобиля. Но исходя из богатой практики могу сказать, что в автосалонах всеми правдами и неправдами стараются не выдать эти документы, ссылаясь на то, что ремонт провели безвозмездный, поэтому документы не выдаем, и пр. Поэтому, когда недостаток возникает повторно, потребитель ничего доказать не может, как и реализовать свое право на замену или возврат автомобиля, потому что у него просто нет документов! Или говорят: вы напишите заявление, наши юристы рассмотрят и вышлем вам документы. Вы пишете заявление, а от юристов автосалона приходит ответ: при выдаче автомобиля вам были выданы документы, повторной выдачи законом не предусмотрено. Как доказать, что выдачи не было, люди не знают и просто опускают руки.  

Поскольку проблемы с возвратом гарантийных авто, по словам Гарипова, приобрели массовый характер (по крайней мере в восьми регионах, где действует общественная организация по защите прав покупателей авто), в «Триумфе» разработали специальный чат-бот, который будет помогать покупателям в сложных ситуациях. Сейчас эта система проходит финальное тестирование.

Источник

Без рубрики
Comments (0)
Add Comment