Не могут сдать экзамен на права или вовсе отказываются его сдавать выпускники казанских автошкол с 1 апреля. Четверо из пяти казанцев заваливают экзаменовку в городе по новым правилам. В ГИБДД признают, что требования к будущим водителям серьезно ужесточились, и винят в массовых «двойках» преподавателей автошкол, которые натаскивают курсантов на сдачу экзамена, а не готовят водителей для реальной жизни.
Как рассказал «ВК» замначальника экзаменационного отдела ГИБДД по Казани Динар Зарипов, новый регламент экзамена для получения водительского удостоверения должен был начать действовать еще в прошлом году, но из-за пандемии вступил в силу только с нынешнего апреля.
– Теперь, чтобы сдать экзамен, нельзя набрать более 4 штрафных баллов в городе и на площадке, тогда как раньше можно было получить 8 баллов, – объяснил Зарипов суть новшества. – Такие маневры, как эстакада, въезд в гараж задним ходом, параллельная парковка и разворот в ограниченном пространстве, мы в Казани проверяем на своей площадке, поскольку регламент предоставляет нам такую возможность. После этого сразу выезжаем на улицы города. Маршрут в городе, на котором будут экзаменовать будущего водителя, теперь неизвестен, так что «вызубрить» его до последней кочки не получится. Можно ориентироваться лишь на примерный перечень улиц – в Казани это Модельная, на которой расположен экзаменационный отдел ГИБДД, Актайская и близлежащие.
Эти изменения повергли выпускников автошкол в настоящий шок.
– Половина кандидатов в водители сразу отказалась от сдачи экзамена, сказали, им надо еще потренироваться. Если раньше мы принимали где-то 250 – 300 человек в день, теперь около 120. Из тех, кто все-таки решается сдать экзамен, большинство не сдают, – констатировал замначальника ЭО. – 1 апреля из 81 человека ни один не сдал. На следующий день из 118 сдали 27, примерно такая же пропорция сохраняется по сей день.
Динар Зарипов винит в этой ситуации преподавателей автошкол.
– Новый регламент должен был вступить в силу с 1 октября прошлого года. Проект был направлен автошколам еще раньше, они были предупреждены о новшествах, но все равно, видимо, учили по старинке, – считает представитель ГИБДД. – И курсанты тоже надеялись проскочить по старому регламенту, а не вышло. Беда в том, что наши автошколы учат не ездить, а натаскивают на сдачу экзамена: кандидат в водители просто заучивал особенности конкретных маршрутов. А сейчас им приходится, как в реальной жизни, считывать разметку, знаки, мгновенно реагировать на изменение дорожной обстановки. А их этому не научили! Самая распространенная ошибка водителей – они не включают поворотник. Два раза не включил поворотник во время экзамена – считай, не сдал. Вторая распространенная ошибка – неуверенное пользование системами управления: если машина заглохла, если ее дергает при переключении передач, за все это снимается по баллу. Серьезное ужесточение коснулось ремня безопасности: не пристегнулся – не сдал. То же самое, если будущий водитель решит воспользоваться телефоном. Но у нас пока еще не было случая, чтобы кто-то по телефону решил во время экзамена поговорить.
Исполнительный директор Федерации автошкол РТ Елена Витюгова в разговоре с корреспондентом «ВК» признала, что будущих водителей действительно учили по старым стандартам, потому что до последнего не знали, какими будут новые правила сдачи экзамена.
– О новом регламенте было известно давно, но в него постоянно вносили поправки, – объяснила Витюгова. – Последний вариант вышел вечером 22 марта, и он опять-таки отличался от предыдущего. Поэтому нам не хватило времени, чтобы перестроиться. В 2016 году, когда тоже меняли правила сдачи экзамена, с момента их утверждения до вступления в силу была пара месяцев и школы смогли нормально подготовить курсантов. Тогда и отказов от экзамена не было. Кстати, среди нынешних «отказников» большинство – так называемые повторники, которые закончили автошколы, к примеру, в декабре, январе, пробовали сдать экзамен и не сдали. Сейчас они испугались, что снова завалят, и решили еще подготовиться. Процент новичков среди «отказников» небольшой. Если говорить о сути изменений, мне кажется, курсантов напугало не столько незнание маршрута, сколько ужесточение со штрафными баллам. Сейчас, если курсант допустит на «площадке» ошибку в одном элементе, он получает 3 штрафных балла, значит, «город» он должен проехать идеально или максимум с одним штрафным баллом.
Региональный представитель ФАР в РТ Рамиль Хайруллин в свою очередь надеется, что ужесточения для будущих водителей хоть немного улучшат ситуацию на дорогах:
– То, что курсанты будут массово проваливать экзамены по новым правилам, сразу было понятно, ведь автошколы готовят водителей не для жизни, а для экзамена. А уж потом выпускники начинают ездить по реальным дорогам и набивать шишки. И не только себе. Вы посмотрите, как сейчас ездят: включить поворотник на дороге чуть ли не плохим тоном считается, а уткнуться в телефон – нормой. Когда я учился в советской автошколе, мне навык включить поворотник, посмотреть в зеркала и только потом тронуться довели до инстинкта! Надеюсь, что после ужесточений новоиспеченные водители будут вести себя на дорогах адекватнее.